Нет искусства менее спонтанного, чем у меня.
Что я делаю, это результат размышлений и изучения великих мастеров.
Эдгар Дега.
С 15 по 25 июля 2014 года отделом литературы по искусству организована выставка «Знаменитый и неизвестный», посвященная 180-летию французского художника, скульптора Эдгара Дега.
Эдгар Дега (1834–1917), - французский живописец, график и скульптор. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения, побывал также в США (1872–1873) и Испании. В юности испытал влияние Энгра, усилившее пристрастие Дега к выявлению линейной основы живописной формы.
Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов («Семья Беллелли»).
«Семья Беллелли»
Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений («Площадь Согласия», «Абсент»). Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту («Гладильщицы»).
«Площадь Согласия»
«Абсент» «Гладильщицы»
В утверждении эстетической значимости жизни людей, их обыденных занятий сказывается своеобразный гуманизм творчества Дега. Искусству Дега присуще соединение прекрасного, порой фантастического, и прозаического: передавая во многих балетных сценах праздничный дух театра («Звезда»).
«Звезда»
Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд («Экзамен танца»).
«Экзамен танца»
Произведения Дега с их строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией, точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер («Голубые танцовщицы»).
«Голубые танцовщицы»
Литература, представленная на выставке:
Гийу Жан, Ф. Великие полотна [Текст] / Ф. Гийу Жан. - М: СЛОВО, 1998. - 207 с.: цв.ил.
Альбом включает более 180 репродукций произведений мастера, что позволяет в полной мере ощутить смелость и прогрессивность его художественных взглядов.
Импрессионисты их современники, их соратники [Текст] / под ред. А. Д. Чегодаева. - М.: Искусство, 1976. - 319 с.: цв.ил.
Сборник «Импрессионисты, их современники, их соратники» создавался в течение нескольких лет. В основе его — материалы научной конференции, организованной в 1971 году в Москве Институтом истории искусств Министерства культуры СССР и Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Сюда вошли почти все из читавшихся на конференции докладов, как правило, однако, значительно расширенные. Кроме того, некоторые статьи были написаны специально для этого сборника.
В нем участвуют искусствоведы, литературоведы, музыковеды, что вполне закономерно. Движение импрессионистов проявило себя во всех основных областях художественного творчества. И только учитывая этот непреложный факт, можно составить себе верное представление и о его масштабах и о его историческом значении.
Искусство [Текст]: иллюстрированная энциклопедия / Сост. А. Дылейко. - М.: Белфакс, 2002. - 336 с.: ил.
Энциклопедия "Искусство" расскажет о видах, жанрах, отдельных периодах развития изобразительного искусства, исторических стилях и направлениях, о выдающихся мастерах и их шедеврах, о крупнейших художественных музеях мира. Назначение данного издания - помочь понять и полюбить искусство, обогатить свои знания о великом художественном наследии, созданном человечеством за всю его многовековую историю.
Книга насчитывает более 700 цветных репродукций произведений выдающихся мастеров искусства и памятников зодчества.
Камминг, Р. Художники [Текст]: Жизнь и творчество 50 знаменитых живописцев / Р. Камминг; ред. Д. Мур. - М.: Слово, 2000. - 111 с.: цв.ил.- (Домашний музей).
На примере известных картин автор книги рассказывает о неповторимом своеобразии стиля каждого из 50 живописцев. Вы познакомитесь с любопытными, а порой и малоизвестными фактами биографий прославленных художников и узнаете о времени, когда они жили и творили. Панорама истории живописи. Благодаря хронологическому принципу изложения вы проследите, как зарождались разные направления в искусстве и появлялись новые школы живописи. Перед вами развернется панорама истории живописи от средневековых фресок до модернистских картин Пикассо. Домашняя галерея. Большой формат репродукций дает редкую возможность детально рассмотреть картины, а подробный комментарий - понять их характерные особенности.
Хюттингер, Эдуард. Дега [Текст] / Эдуард Хюттингер. - М.: Слово, 1995. - 95 с.: цв.ил. - (Картинная галерея). –
Книга посвящена жизни и творчеству известного французского живописца Эдгара Дега.
Если Вас заинтересовала наша выставка, ждём Вас в отделе литературы по искусству.
Отдел литературы по искусству
18.07.2014 - 15:54