«Я пел о Родине…»

С 18 по 28 марта 2014 года отделом литературы по искусству НБ РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Я пел о Родине…», посвящённая 125-летию со дня рождения А.Н. Вертинского.

Существуют привязанности,
которых мы себе не прощаем.
Такой любовью окружено
творчество Вертинского.

М. Иофьев

Вертинский Александр Николаевич (21 марта (2 апреля) 1889 г. – 21 мая 1957 г.) – артист, поэт, композитор, автор-исполнитель своих песен.

Александр Вертинский создал совершенно особый жанр музыкальной новеллы – «песенки Вертинского». На его концертах одни плакали, другие насмешливо кривились, но равнодушных не было…

Трудное сиротское детство, неоконченная гимназия, непреодолимое влечение к поэзии, к театру, музыке привели юного Вертинского в круг киевской богемы. В 1912 году в Москве он поступил в Мамоновский театр миниатюр, затем «Театр смеха и веселья». Исполнял короткие юмористические рассказы, куплеты, пародии собственного сочинения, которые были замечены критикой: «Артист даже в чтении куплетов даёт свой свежий жанр».

В военные годы Вертинский бросил успешно начавшуюся карьеру и под именем «Брата Пьеро» работал в санитарном поезде. 

      В 1916 году Александр вернулся с фронта и начал ежедневные выступления на эстраде Петровского театра миниатюр. Не обладая ни выдающимися вокальными данными, ни вокальной школой, он в маске и костюме Пьеро исполнял несколько «ариэток»: «Минуточка», «Жамэ», «Сероглазочка», «Бал господен», «Маленький креольчик», «Лиловый негр».
 
      Пришёл успех, граничащий со скандалом. Критики недоумевали, размышляя о феномене Вертинского, упрекали в упадничестве и банальности. В 1919 году Вертинский покинул Москву в расчёте на скорое возвращение. Концертировал по Украине, югу России и вместе с волной эмиграции осенью 1920 года оказался в Турции. В Румынии, Польше, Германии, Франции, США, Китае «в дешёвом электрическом раю» в сопровождении небольших оркестров, иногда гитары, фортепиано пел старинные романсы, цыганские песни.
 
 
 
 
 

      Вертинский продолжал писать и исполнять свои песни. Появились знаменитые «Палестинское танго», «Жёлтый ангел», «Прощальный ужин», «Танго “Магнолия”» и др., стали песнями стихи А. Блока, Н. Гумилёва, А. Ахматовой, Г. Иванова, И. Анненского. Постоянные мысли о России, тоска по ней вдохновили на создание «В степи молдаванской», «Молись, кунак», «Чужие города». В 1943 году после третьей просьбы Вертинскому разрешили вернуться на родину.

      Начались гастроли, выступления в концертных залах, небольших клубах, домах культуры. Несколько раз, объехав всю страну, Вертинский дал более трёх тысяч концертов в сопровождении пианиста М. Брохеса. Молчание прессы, отсутствие пластинок (за рубежом они выходили миллионными тиражами), выступлений по радио, публикации нот, стихов, больно ранили артиста. И всё-таки Вертинский верил, что «лет через 30–40 меня и моё творчество вытащат из подвалов забвения».

      Пророчество сбылось. С конца 70-х гг. начали выходить пластинки Вертинского. Наиболее полно его песни представлены в двойном альбоме: «Александр Вертинский», 1990, «Мелодия». Выходят стихи, ноты, мемуары. В начале 50-х гг. Вертинский снялся в фильмах «Заговор обречённых» (кардинал, Гос. премия 1951), «Анна на шее» (князь) и др.

 
 

      Последний концерт Вертинского состоялся 21 мая 1957 года в Доме ветеранов сцены им. Савиной в Ленинграде. В тот же день Александр Николаевич скончался от острой сердечной недостаточности в гостинице «Астория». Похоронен Вертинский на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

Список литературы представленной на выставке:

 

Бабенко, В. Г. Артист Александр Вертинский [Текст]: материалы к биографии. Размышления / В. Г. Бабенко. – Свердловск: Издательство Уральского университета, 1989. – 127 с.: ил.

Имя А. Н. Вертинского пользуется в нашей стране заслуженной любовью и популярностью. Но сведения об артисте не так распространены. В настоящей книге сделана попытка рассказать о его жизни и творчестве.

 

 

 

 

 

 

 

Вертинский, А. Н. За кулисами [Текст] / А. Н. Вертинский. – [Б. м.]: Советский фонд культуры, 1991. – 304 с.: ил.

А.Н. Вертинскому (1889–1957) заслуженно принадлежит приоритет в жанре авторской песни. Он начал сочинять и исполнять свои произведения ещё в начале 20 века, задолго до современных бардов. Время показало, что его искусство не стареет, что его песенная поэзия, выражающая многообразие человеческих чувств, по-прежнему затрагивает сердца и души, по-прежнему привлекает к себе внимание. Впервые песни А. Вертинского даны в единой композиции с его художественной прозой, интервью корреспондентам газет, письмами к жене Л.В. Вертинской, а также воспоминаниями о поэте, композиторе и артисте К. Паустовского, А. Гладкова, Н. Сац, Ю. Олеши и других современников. В книге содержится более 60 документальных фотографий Вертинского разных лет из личного архива Л. Вертинской. Составление и вступительная статья Ю. Томашевского. Нотная запись песен С. Маги.

 

 

 

 

 

Вертинский, А. Н. Дорогою длинною... [Текст] / А. Н. Вертинский. – М.: Правда, 1991. – 576 с.: ил.

В настоящее издание включены воспоминания, стихи и песни, рассказы и письма Александра Николаевича Вертинского (1889–1957) – поэта, композитора, артиста, человека незаурядной судьбы. Мемуары дают читателю вполне реальное представление о детстве, юности, первых шагах в искусстве А. Вертинского, о горести эмигрантских скитаний, о его тяге к Отечеству, о возвращении на «милую навеки» Родину после двадцатитрехлетнего странствования по свету. В сборнике публикуются письма А. Вертинского, адресованные разным лицам, жене, дочерям. Вернувшись на Родину в 1943 году, он впоследствии мучительно прозревал в созданной Сталиным удушливой атмосфере. Это была тихая невидимая миру трагедия, о которой можно узнать из его писем. Только искренняя любовь публики была тем источником, который поддерживал в нём жизненные силы. Такова эта одновременно и счастливая и трагическая судьба.

 

 

 

 

 

 

Макарова, А.С. Александр Вертинский [Текст]: портрет на фоне времени / А. С. Макарова. – М.: Олимп, 1998. – 448 с.: ил.

Он не притворялся ни мессией, ни трибуном, он не был ни «буревестником», ни «горланом». Миф Александра Вертинского пережил государства, революции, войны. Пьеро пел об обманутой и обманувшей любви, о выдуманных городах и несуществующих странах. Давно уже нет царской России, подарившей мировой культуре большого артиста. Давно уже нет Советского Союза, куда он стремился через границы и океаны. Но вечной останется хрупкая, ветреная муза Маэстро, являющая современнику русскую душу в её бесконечных «хождениях по мукам»...

 

 

 

 

 

 

 

Песни и романсы Вертинского А. [Ноты]: песенник / сост. В. Моделя. – Л.: Советский композитор, 1991. – 128 с.: муз. пр.

Песенник содержит ноты и слова песен, исполнявшихся А.Н. Вертинским: «Дорогая пропажа», «Джимми-пират», «Без женщин», «В степи молдаванской», «Маленькая балерина», «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Маленький креольчик» и др.

 

 

 

 

 

 

 

Отдел литературы по искусству

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика