С 5 по 20 августа 2014 года в Национальной библиотеке отделом литературы по искусству организована выставка «Столп русской живописи», посвящённая 170-летию со дня рождения русского художника И.Е. Репина.
«Воскресить верно целую картину жизни с её смыслом, с живыми
типами, довести до полной гармонии отношения лиц и движение общего
жизненного момента во всей картине… задача громадная…».
И.Е. Репин
Никто из русских художников XIX века не пользовался при жизни такой славой, как Илья Ефимович Репин. Он занимал в художественном мире место, близкое к тому, что в мире литературном – Лев Толстой. В течение, по меньшей мере, четверти века каждая его картина ожидалась с напряжённым вниманием, его печатные выступления, особенно частые на рубеже XIX–XX веков, становилось событием.
Наделённый необычайно острым ощущением жизни, её трудных социальных проблем и глубоких духовных запросов, Репин обозначил своими произведениями самые существенные стороны русского реализма второй половины XIX века и много способствовал тому, чтобы изобразительное искусство России заняло важное место в общеевропейском культурном процессе.
Репин был величайшим реалистом. Его искусство, основанное на глубоко реалистической основе, отвечает на большие общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени.
Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Начальное обучение рисованию Репин получил в школе военных топографов. Но мечта о высоком искусстве влекла его в Академию художеств. Когда ему исполнилось 19 лет, Репин смог поехать в Петербург. Здесь он сначала поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников, а в 1864 году был принят в Академию. Первые годы учения были для Репина очень трудными. Он испытывал крайнюю нужду и впоследствии так вспоминал об этом времени: «Чтобы не погибнуть от голода, я бросался на всякую работу – красил на домах железные крыши, красил экипажи и даже железные вёдра». Родители не могли помочь, так как сами очень нуждались. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин, прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры.
Выпускная академическая работа на заданную тему продвигалась очень трудно. Не лежала душа к мифологической теме и всё тут! Он даже хотел бросить Академию, чтобы не писать эту картину. Однако товарищи отговорили. А Крамской посоветовал: «Ищите своё толкование сюжета...». И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому! Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Он просто «писал» человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
«Воскрешение дочери Иаира» (1871)
Под влиянием Крамского наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. Много учился на написании портретов близких и друзей. Но уже тогда, ещё будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно «Бурлаки на Волге», которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами.
«Бурлаки на Волге»
В 70-е годы Репин создал несколько картин, посвященных теме революционного народничества. Первым произведением в цикле революционных жанров явился эскиз «Под конвоем» (1876).
«Под конвоем»
Образ революционера ещё раз был показан Репиным в картине «Отказ от исповеди» (1879–1885)
«Отказ от исповеди»
В Третьяковской галерее представлен эскиз картины «Запорожцы». В «Запорожцах» очень сильно проявилось одно из важнейших качеств репинского искусства: яркое ощущение художником богатства человеческой натуры, разнообразия характеров, красоты сильно выраженной индивидуальности.
«Запорожцы»
Следующее большое историческое полотно Репин создал в середине 80-х годов. Репин показал Грозного не в самый момент убийства, не в ярости дикого гнева, а в ужасе от содеянного... Лютое горе, муки раскаяния придают образу Грозного какую-то жуткую силу. Такой страшной человеческой трагедии не изображал ещё ни один художник.
«Иван Грозный и сын его Иван» (1885)
Л.Н. Толстого Репин писал несколько раз. Но самым удачным из всех получился портрет, написанный в 1887 году, в Ясной Поляне, всего за три дня. Этот портрет принадлежит к лучшим портретам Толстого и пользуется большой популярностью.
«Портрет Л.Н. Толстого» (1887)
Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты. Таков портрет жены художника.
Тема человека в его отношении к природе особенно интересует Репина. Одно из лучших его произведений 90-х годов – картина «Осенний букет» (1892) – изображает дочь художника В.И. Репину на фоне осеннего сада с букетом цветов в руках.
С большой любовью Репин написал портрет дочери Веры с большим букетом цветов на фоне осеннего пейзажа.
Своеобразным итогом пути Репина-портретиста является его многофигурная групповая композиция «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901–1903). Огромное полотно было создано в очень короткий срок.
«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1904)
Репин прожил огромную жизнь. Он умер восьмидесяти шести лет. Его творческая энергия была поистине неистощимой. Когда в старости у него отнялась правая рука, он научился писать левой и продолжал работать. В русском искусстве XIX века трудно назвать другого художника, который бы создал столь же широкую картину современной ему жизни, с такой глубиной раскрыл присущие ей противоречия, с такой силой выразил народный характер и показал красоту революционного подвига.
Литература, представленная на выставке:
Государственная Третьяковская галерея [Сборник]: история и коллекции / ред. И. И. Никонова. – М.: Искусство, 1986; М.: Искусство, 1987. – 446 с.: ил.
Государственная Третьяковская галерея – выдающийся памятник русской и советской художественной культуры, сокровищница отечественного искусства. Свыше пятидесяти тысяч произведений живописи, графики и скульптуры составляют ныне её коллекции.
Издание включает в себя не только описание, но и иллюстрирование максимального числа произведений. Большое внимание уделено вопросам атрибуции, происхождения и бытования памятников, их реставрации. Значительная часть памятников опубликована впервые.
Государственный Русский музей, Ленинград [Текст]. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – 132 с.: ил.
Государственный Русский музей – крупнейшее в мире собрание русского изобразительного искусства. Коллекции Русского музея насчитывают около 400 тыс. экспонатов. В них представлены произведения всех основных направлений и школ отечественного изобразительного искусства, все его виды и жанры с Х по ХХ век. Альбом содержит 100 цветных репродукций произведений русской живописи XII–XX веков, хранящихся в Государственном Русском музее.
Илья Репин 1844–1930 [Альбом]: живопись – графика / авт. вступ. ст. Г. Ю. Стернин; сост. альб. Н. А. Ватенина. – Л.: Аврора, 1985. – 291 с.: цв. ил. портр.
Илья Ефимович Репин (1844–1930) – портретист, жанрист, исторический живописец и прекрасный рисовальщик – в историю русского искусства вошёл с картиной «Бурлаки на Волге» (1870–1873).
Исторические картины Репина раскрывают перед нами образы неординарных, страстных натур, чьи дела оказали влияние на ход Русской истории...
Русские художники от А до Я [Текст] / ред., сост. Н. Ю. Борисовская. – М.: СЛОВО, 1996. – 216 с.: цв. ил.
В альбоме публикуются 212 цветных репродукций картин русских художников XVIII–XX веков. Каждый живописец представлен одной иллюстрацией, сопровождающейся кратким пояснительным текстом. Книга, которую вы держите в руках, не совсем обычна.
Стернин, Г.Ю. И.Е. Репин [Текст] / Г. Ю. Стернин. – Л.: Художник РСФСР, 1985. – 255 с.: порт. (серия «Русские художники XIX века»).
Альбом посвящён творчеству великого русского живописца «Бурлаки на Волге», «Крёстный поход в Курской губернии», «Не ждали», портретов М.П. Мусорского, В.В. Стасова, Л.Н. Толстого и многих других. Воспроизведено более двухсот живописных и графических произведений.
Фёдоров-Давыдов, А.А. Илья Ефимович Репин [Текст] / А.А. Фёдоров-Давыдов; худож. Д. А. Аникеев. – М.: Искусство, 1989. – 120 с.: ил.
Альбом посвящён творчеству великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (1844–1930).
Если вас заинтересовала наша выставка, ждём вас в отделе литературы по искусству!
Отдел литературы по искусству
20.08.2014 - 09:56