С 1 по 15 июля 2014 года в Национальной библиотеке РД им. Р.Гамзатова отделом литературы по искусству организована выставка «Поклонник и созидатель красоты», посвященная 150-летию русского художника Константина Егоровича Маковского.
"Я не зарыл своего богом данного
таланта в землю, но и не использовал его
в той мере, в какой мог бы. Я слишком
любил жизнь, и это мешало мне всецело
отдаться искусству".
К.Е. Маковский
Произнося фамилию Маковский, в наше время для многих она с начало ассоциируется с произведениями московского жанриста Владимира и только потом с его старшим братом Константином, представителем так называемой "позднеакадемической живописи". Однако во второй половине XIX века слава Константина Маковского и в России, и за ее пределами была несравнимо выше известности Владимира Маковского и других художников демократического направления.
Будущий художник, Константин Егорович Маковский, родился 20 июня (2 июля) 1839 года. Его отец, Егор Иванович, был известным художественным деятелем Москвы, одним из учредителей Натурного класса. Творческая атмосфера окружала будущего художника и его брата с самого детства. В доме отца постоянно бывали знаменитые живописцы, преподаватели училища. Неудивительно, что все дети Егора Ивановича: дочь Александра, сыновья Константин, Николай и Владимир, воспитанные в духе любви к искусству, под влиянием отца, эрудита и энтузиаста, стали художниками. "Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу", - писал на склоне лет К.Маковский.
В 1861 году Владимир решает начать обучение в московском Училище живописи и ваяния. Учился Константин Маковский весьма успешно, получая многочисленные награды и призы. Его учителя, Е.С. Сорокин и К.С. Зарянко, привили ему серьезные навыки в рисунке, умение точно передавать материальность предметов.
Произведения Маковского, созданные в 1860 годах, отличались жанровой тенденцией. За картину « Народные гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» Маковский получил звание профессора Академии художеств.
В 1870-х годах художник создал серию жанровых картин на темы крестьянского быта: « Похороны в деревне», «Дети, бегущие от грозы» и другие.
«Крестьянский обед во время жатвы»
«Дети, бегущие от грозы»
Картины исторического жанра « Свадебный пир в боярской семье 17 столетия», «Поцелуйный обряд», « Смерть Иоанна Грозного» значимы, скорее, с этнографической точки зрения: художник очень подробно изобразил костюмы персонажей, детали быта.
Картина Свадебный пир в боярской семье в 17 веке.
Портретный жанр занимал в творчестве Маковского особое место. Художник представлял портретируемых в самом выигрышном виде, блестяще передавал внешнее сходство, но не вникал при этом в психологические характеристики моделей. Таковы известные портреты жены художника, графини В.С. Зубовой и другие.
Графиня В.С. Зубова Княгиня М.М. Волконская.
Исключения составляют « Портрет оперного певца О.Н. Петрова». «Портрет старухи в чепце» и портрет-картина «Алексеич», правдиво изображающая старика у кипящего самовара. Именно эти произведения свидетельствуют о большом таланте художника.
«Портрет оперного певца О Н Петрова»
«Алексеич»
Натюрморты.
Если Вас заинтересовала наша выставка, ждём Вас в отделе литературы по искусству.
Отдел литературы по искусству
05.07.2014 - 09:26