"Мастера английской живописи"

 
      Период от Хогарта до Констебля и Тернера, т.е. столетие, заключенное между 30-ми годами XVIII и XIX веков, по праву считается «золотым веком» английской живописи. Никогда в другое время не работало здесь бок о бок столько первоклассных мастеров, ни в какую другую эпоху Англия не внесла такого богатого вклада в историю мирового искусства.
 
 
       Среди английских художников первой половины XVIII века наиболее яркой и самобытной фигурой был Уильям Хогарт (1697-1764) - английский график и художник-жанрист, основатель и крупный представитель национальной школы живописи, Хогарт – выдающийся иллюстратор, автор сатирических гравюр, открыватель новых жанров в живописи и графике. Прославился сатирическими рисунками и реалистическими портретами. Многие свои произведения художник, испытавший на себе влияние идей философов Просвещения, подчинил задаче воспитания с помощью художественного творчества нравственного начала в человеке и искоренения пороков. 
 
      Самые знаменитые произведения Уильяма Хогарта: серии гравюр «Модный брак», «Карьера проститутки», «Карьера мота», «Выборы в парламент», гравюры «Улица пива», «Переулок джина», «Характеры и карикатуры», картины «Автопортрет», «Портрет капитана Корема», «Девушка с креветками».
 
 
Из серии «Модный брак»
 
 
         
 
                                                              Из серии «Карьера проститутки»                        Из серии «Карьера мота»
 
 
 
Из серии «Выборы в парламент»
 
 
   
 
Из серии «Характеры и карикатуры»                                                                   «Девушка с креветками» 
 
 
 
 
 
     Ведущей фигурой этого нового периода выступает сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792), организатор и первый президент Академии художеств, теоретик и блестящий живописец, чье творчество в основном определило весь характер английской портретной школы конца XVIII начала XIX века. Рейнолдс родился в Плимптоне в семье пастора, учился у портретиста Хэдсона. Поездки в Италию и Францию завершили его художественное образование, способствуя формированию свободной живописной манеры и гармоничного насыщенного колорита. Сильные стороны его творчества проявились там, где он следовал натуре. Тяготение Рейнолдса к созданию жизненно правдивых и в то же время облагороженных образов обнаружилось в «Портрете писателя Стерна» (1760, частное собрание).  Характерна картина Джошуа Рейнолдса «Портрет графини Спенсер с дочерью Джорджианой».
 
 
«Портрет писателя Стерна»

 

«Портрет графини Спенсер с дочерью Джорджианой»
 
      В женских портретах Рейнолдс, как правило, менее глубок и выразителен, он сводит свои задачи в основном к эффектно-декоративному общему мотиву. Зато мужские портреты почти все отличаются неповторимостью и убедительностью индивидуальной характеристики.
 
      
"Герцогиня Гертруда Бедфорд"                                "Генерал Джон Burgoyne" 1766
 
 
 
 
      Художником, как бы обобщившим в своем искусстве все прогрессивные устремления своего времени, явился Джон Констебль (1776-1837), которого по праву называют отцом реалистического пейзажа XIX века. Отбрасывая традиционные нормы и образы, Констебль с первых шагов выступает как последовательный реалист, стремящийся сочетать живость непосредственного впечатления с глубоким изучением природы.
     
      Свои картины, простые по мотивам, естественные и вместе с тем величественные по композиции, полные ощущения гармонического единства природы, Констебл писал на основе исполненных им на открытом воздухе этюдов, смелыми беспокойными мазками воссоздавая свежесть и живую динамику красок, градации света, изменчивое состояние световоздушной среды (“Мельница в Флэтфорде”, 1817, Галерея Тейт, Лондон; “Телега для сена”, 1821, Национальная галерея, Лондон; “Собор в Солсбери из сада епископа”, 1823, Музей Виктории и Альберта, Лондон; “Детхэмская долина”, 1828, Национальная галерея, Эдинбург).
 
 
«Мельница в Флэтфорде»
 
 
 
«Телега для сена»
 
 
 
«Собор в Солсбери из сада епископа»
 
 
 
       В искусстве Томаса Гейнсборо (1727-1787), величайшего английского живописца XVIII века, пейзаж и портрет играют одинаковую роль. Подобно Хогарту, этому наиболее самобытному английскому гению, Гейнсборо был, в сущности, самоучкой и так же как Хогарт никогда не покидал пределов Англии. Его ранние интимно-реалистические пейзажи, вроде «Вида на Дедэм» в своем исполнении еще несут в себе следы влияние голландских художников, однако они подкупают искренностью и правдивостью в передаче простой сельской природе.
 
      Гейнсборо всё чаще пишет большие портреты в рост. В которых явно сказывается влияние Ван Дейка. К началу 70-х годов относиться одна из самых знаменитых вещей Гейнсборо, так называемый «Голубой мальчик»
 
 
«Голубой мальчик»
 
      В 1774 году Гейнсборо получает звание придворного художника и соперничает в славе с самим Рейнолдсом. Его палитра становится всё более светлой и воздушной, сочетая в себе изысканнейшую гармонию красок, которые своими нежными, блеклыми оттенками приближается порой к пастеле. Один за другим создает Гейнсборо свои шедевры: «Мисс Робинсон в роли Пердитты». «Утреннюю прогулку», «Сара Сиддонс», «Миссис Ширидан» и многие другие. 

«Мисс Робинсон в роли Пердитты»

 

«Утренняя прогулка»

 

 

       Особое место в английской пейзажной живописи занимает Джозеф Мэллорд Уильям Тернер. Вслед за Констеблом этот художник был, прежде всего, предан правде жизни. Но в творчестве Джозефа Уильяма Тернера в значительно большей мере обнаружились романтические тенденции. Пейзажи художника, полные контрастов света и цвета, страстно, свободно и широко написанные, иногда дополняются мифологическими или историческими сценами или персонажами — «Улисс и Полифем» (1828—1829, Лондон, Национальная галерея), «Вид Коринфа» (1820—е, частная коллекция). Причем чаще всего человек в них оказывается во власти враждебных сил стихии.

«Улисс и Полифем»

 

        Картина Джозефа Уильяма Тернера «Пароход у входа в гавань во время шторма зимой».

 
«Пароход у входа в гавань во время шторма зимой»
 
 

       Пейзажная живопись была последним великим достижением английского искусства эпохи его наивысшего расцвета и в то же время его наиболее крупным вкладом в развитие современной европейской живописи. Начиная с Хогарта и кончая Констеблем и Тернером, английская живопись прошла интереснейший путь развития, богатый яркими, творческими индивидуальностями и разнообразными художественными исканиями, как в области нового идейного содержания, так и новых средств художественного выражения.

 

Список литературы:

75И
А 64

Английские художники от Хогарта до Тернера [Текст] / ред. Н. Проскурникова. - М.: Советский  художник, 1966. - 180 с.: ил.

Период от Хогарта до Констебля и Тернера, т.е. столетие, заключенное между 30-ми годами XVIII и XIX веков, по праву считается "золотым веком" английской живописи. В настоящий альбом вошли 108 репродукций выдающихся мастеров этого периода.

 

 

 

 

75И
Г38

Герман, М. 

Хогарт [Текст]. Вып.3. / М. Герман. - М.: Молодая гвардия, 1971. - 208 с.: ил. - ("Жизнь замечательных людей" Серия биографий).

Книга посвящена Вильяму Хогарту (1697-1764), английскому живописцу и граверу, теоретику искусства.

 

 

 

 

 

 

75 (069) (42)
Ж67

Живопись Великобритании 1700-1960 [Каталог] / ред. Е. В. Норина. - М.: Искусство, 1960. - 120 с.: ил.

В издании представлен каталог выставки, проходившей в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

 

 

 

 

 

75
К 83

Кроль, А. Е.

Джошуа Рейнольдс. Младенец Геракл [Текст] / А. Е. Кроль. - Л.: Издательство Государственного Эрмитажа, 1959. - 14 с.: ил.

Книга посвящена картине Джошуа  Рейнольдса «Младенец Геракл, удушающий змей, подосланных Герой» - одному из наиболее известных произведений знаменитого английского живописца XVIII века.

 

 

 

 

85.143(3Англ)
Н 48

Некрасова, Е. А.

Томас Гейнсборо [Текст] / Е. А. Некрасова. - М. : Изобр.искусство, 1990. - 224 с. : цв.ил.

Книга посвящена жизни и творчеству одного из выдающихся представителей английской живописи эпохи ее расцвета. Прославленный еще при жизни как портретист, Томас Гейсборо был также замечательным пейзажистом, и автор особенно подчеркивает эту сторону его дарования. В книге 150 цветных и тоновых иллюстраций, всесторонне представляющих творчество художника. Для широкого круга читателей.

 

 

 

 

75И
Н 48

Некрасова, Е. А.

Тёрнер [Текст] / Е. А. Некрасова. - М.: Изобразительное искусство, 1976. - 208 с.: ил.

Имя выдающегося английского художника, своеобразного мастера реалистического пейзажа - Тернера, малоизвестно в нашей стране. Художник прошел сложный путь поисков глубокого понимания реальности, динамической природы и ее воплощения в единстве света и цвета, в их бесконечном изменении. Книга, включающая более 120 цветных и тоновых репродукции, представляет интерес для широких кругов любителей искусства.

 

 

 

75И
Х 68

Хогарт, У. 

Анализ красоты [Текст] / У. Хогарт. - Ленинградское отделение: Искусство, 1987. - 254 с.: ил.

"Анализ красоты" - книга по теории искусства, написанная рукой художника-новатора, провозгласившего основой творчества каждого настоящего художника природу, живую красоту в ее многообразии и движении. Хогарт адресовал свой труд не только художникам-профессионалам, но и всем почитателям красоты в жизни и искусстве.

Своим собратьям по кисти автор дал практические советы. Вступительная статья принадлежит перу академика М.П.Алексеева. Книга иллюстрирована. Для широкого круга читателей.

Яндекс.Метрика