«Мастер архитектуры русского классицизма»

      С 18 по 30 сентября отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Мастер архитектуры русского классицизма», посвященная 270-летию итальянского архитектора Джакомо Кваренги.

Архитектура русского классицизма представляет собой важный по своему прогрессивному значению исторический этап в поступательном развитии русского зодчества. Она исключительно богата творческими достижениями и в идейном отношении тесно связано с передовыми течениями русской общественной жизни того времени. К числу выдающихся мастеров архитектуры русского классицизма принадлежит Джакомо Кваренги

Джакомо Кваренги (Гваренги) архитектор, конца 18 - начала 19 веков. Итальянец по происхождению. С 1761 года учился в Риме живописи у А. Р. Менгса и С. Поцци; изучал античную архитектуру, работы Палладио. В России работал с 1780 года. Первая значительная работа Кваренги – Английский дворец в Петергофе (ныне Петродворец; 1781-1794; полностью разрушен немецкими фашистами в 1942 году), классически ясное монументальное здание, с мощными колоннадами коринфского ордера.

 

 

 

 

 

 

Вид Английского дворца.1780-е гг. Рисунок Джакомо Кваренги

 

      Среди крупнейших работ: здания Академии наук (1783-1789), Ассигнационного банка (1783-1790), Эрмитажного театра (1783-1787), корпус больницы (1782-1787 перестроен), Екатерининский институт (1804-1807), 

 

Здание Академии наук Санкт-Петербурга

 

 

Смольный институт Кваренги

 

Эрмитажный театр

 

      Коногвардейский манеж (1804-1807), Смольный институт (1806-1808)- все в Петербурге. Они отличаются ясностью планировочных решений, простотой и чёткостью объёмных композиций, монументальной пластичностью форм, которая достигается введением торжественных колоннад, выделяющихся на фоне гладких поверхностей стен. Среди дворцовых загородных построек - Александровский дворец (1792-1796) в Царском Селе (ныне город Пушкин), центр главного фасада которого подчёркнут парадным двориком, пространственно связанным с парком открытой торжественной колоннадой. Джакомо Кваренги был умелым строителем-практиком, тщательно следившим за высоким качеством осуществления своих работ в натуре. 

Александровский дворец в Царском селе

 

      Многочисленные рисунки Кваренги скрупулёзно изображают памятники древнерусского зодчества.

      Постройки современных ему архитекторов, жанровые сцены ("Теремной дворец в Кремле", "Михайловский замок", "Коломенское" - все тушь, акварель, Эрмитаж, Петербург; "Катание по льду на Неве", тушь, акварель, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; "Панорама Кремля", акварель, тушь, Музей архитектуры им. А. В. Щусева.

Тюремный дворец в Кремле. В конце 1810 года

      Кваренги в последний раз выезжает из Санкт-Петербурга в Бергамо. В родном городе ему была устроена торжественная встреча. Но уже в 1811 году Кваренги поспешил вернуться в Россию. В связи с подготовкой похода наполеоновской армии в Россию итальянцам, состоявшим на русской службе, было приказано вернуться в Италию; однако Кваренги отказался выполнить этот приказ и был заочно приговорён к смертной казни с конфискацией имущества.

Михайловский замок Дж. Кваренги.

 

      К последним годам творчества мастера относится постройка временных деревянных триумфальных ворот за Нарвской заставой в честь победы над Наполеоном.

      Джакомо Кваренги скончался 2 марта 1817г. в Санкт-Петербурге. Похоронен на католическом участке Волкова кладбища, где его могила долгое время считалась утерянной. В 1960-е гг. было объявлено об обнаружении могилы Кваренги, после чего его прах был в 1967 году перезахоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

 

Список литературы, представленной на выставке:

 

Овсянников, Юрий Максимилианович. История памятников архитектуры. От пирамиды до небоскребов [Текст] / Ю.М. Овсянников. - М.: АСТ-ПРЕСС. Галарт, 2001. - 287 с.

Двадцать глав этой книги рассказывают об истории создания и архитектурных особенностях наиболее знаменитых зданий и сооружений в мире: от пирамид до небоскребов, воздвигнутых в конце XX столетия.

 

 

 

 

 

 

Павловск: Дворцово-парковый ансамбль [Альбом] / сост., авт. текста В. А. Беланина. - Л: Лениздат, 1989. - 383 с. : цв.ил

Перед вами альбом, представляющий дворцово-парковый музей-заповедник в городе Павловске - характерный памятник русской архитектуры, искусства паркостроения и декоративно-прикладного искусства периода классицизма. История этого самого молодого из дворцово-парковых ансамблей насчитывает немногим более двухсот лет. Содержит красочные цветные иллюстрации.

 

 

 

 

 

 

Коршунова, М. Ф. Джакомо Кваренги [Текст] / М. Ф. Коршунова. - Л: Лениздат, 1977. - 167 с. : ил.

Архитектурный облик Ленинграда во многом определяется зданиями, созданными Кваренги. В городе сохранилось около тридцати построек великого зодчего. Бывший Смольный институт, Ассигнационный банк вошли в историю как памятники Великого Октября. Книга характеризует творческий путь архитектора, воссоздает облик разносторонне одаренного человека, воскрешает страницы его биографии. Автор книги - старший научный сотрудник Эрмитажа; кандидат искусствоведения М.Ф.Коршунова создала популярный очерк, предлагаемый широким кругам читателей.

 

 

 

 

 

Пилявский, В. И. Джакомо Кваренги Архитектор. Художник. [Текст] / В. И. Пилявский. - Л.: Стройиздат, 1981. - 212 с.: ил.

На основании огромного количества графических и текстовых документов, привлеченных из отечественных и зарубежных (Италии, Англии, Швеции, Австрии, Швейцарии, Германии и Польши) собраний, в книге впервые так широко освещена творческая деятельность Джакомо Кваренги как выдающегося архитектора и талантливого художника. Подробно показаны итальянский период жизни зодчего и его многообразная, активная деятельность в России с 1779 г. Большое число иллюстраций воспроизводит оригинальные рисунки, проекты и важнейшие осуществленные по замыслам Кваренги сооружения в России. Это бесценные иконографические документы русской действительности конца XVIII - начала XIX вв.

 

 

 

 

 

Популярная художественная энциклопедия [Текст]: архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. / Кн.1 А-М. - М.: Советская энциклопедия, 1986. - 447 с.: цв.ил.

В Популярной художественной энциклопедии помещены статьи о видах искусства, художественных стилях и направлениях, наиболее распространенных терминах изобразительного, декоративно-прикладного искусства, а также о выдающихся деятелях российского и мирового искусства. Издание богато иллюстрировано.

 

 

 

 

 

 

Если Вас заинтересовала наша выставка, ждём Вас в отделе литературы по искусству.

 

 

 

 Отдел литературы по искусству

21.09.2014 - 15:34

Яндекс.Метрика