«…Спросите меня: в чем счастье на земле? В познавании. В искусстве и в работе, в постигновении его.
Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира,
смысл жизни, познаешь душу – талант! Выше этого счастья нет»
К.С. Станиславский
С 15 по 30 января 2013 года отделом литературы по искусству организована выставка «Гениальный режиссер-новатор», посвященная 150-летию со дня рождения российского, советского актера, режиссера, педагога.
Константин Сергеевич Станиславский (настоящая его фамилия Алексеев) - актер, режиссер, педагог, создатель системы актерского искусства, которая носит его имя - система Станиславского. Родился он в Москве 5 (17) января 1863 года в семье богатого промышленника Алексеева, который состоял в родстве с Мамонтовыми и Третьяковыми. Талант Станиславского достался ему от бабушки-француженки, которая была известной парижской актрисой. Впервые Константин выступил на домашней сцене, готовился к карьере оперного певца. В 1898 года он совместно с Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр. Успех к театру пришел после знакомства его основателей с А. П. Чеховым. «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» - это лучшие спектакли театра. В начале XX века Станиславский приступает к разработке своей системы актерского мастерства, науку о творчестве артиста, сформулировал законы поведения актера на сцене. Главное, считал Станиславский, - это создать на сцене иллюзию живой действительности. И на сцене нет маленьких ролей, так же как и в жизни ценен каждый человек. Написал книги «Работа актера над собой» и «Моя жизнь в искусстве». Станиславский умер 7 августа 1938 года от сердечной недостаточности.
Книга "Работа актера над собой" является трудом о мастерстве актера. В ней последовательно изложено содержание системы К.С. Станиславского, раскрывается ее практический смысл и значение. В этой части работы рассказано о сценическом самочувствии актера, создающем благоприятные условия для зарождения творческого состояния.
Василий Осипович Топорков, народный артист СССР, - один из самых выдающихся представителей так называемого второго поколения МХАТа. Его книга, уникальное документальное свидетельство репетиций К.С. Станиславского, рассказывает о создании спектаклей "Растратчики", "Мертвые души", "Тартюф". Эти работы были связаны с поисками методики и стали бесценными уроками актерского мастерства, основанными на знании человеческой психологии. Запись репетиций дает нам представление о практическом воплощении "системы Станиславского", о том, как происходит работа с актерами над образом, как режиссер раскрывает индивидуальность актера и талант человека.
В монографии, которая является продолжением и завершением вышедшей в 1973 году книги "Режиссерские искания Станиславского, 1898-1917", анализируется весь советский период режиссерской деятельности К.С. Станиславского - смелого новатора в области театрального искусства, непрестанно ищущего и открывающего новые формы сценического реализма советского театра. Автор вводит обширный архивный материал, богато иллюстрирует книгу.
Система К.С. Станиславского представляет собой единое, неразрывно связанное целое. Каждый раздел ее, каждая часть, каждое положение и каждый принцип органически связаны со всеми другими принципами, частями и разделами. Поэтому всякое деление ее (на разделы, темы и т.п.) является теоретическим, условным. Тем не менее, изучать систему К.С. Станиславского, как и всякую науку, можно только по частям. На это указывал и сам Станиславский.
О К.С. Станиславском – актере, режиссере, педагоге, театральном мыслителе, создателе современной реалистической школы актерского искусства – за рубежом существует огромная литература. Во многих странах созданы театральные школы, студии, институты сценического искусства, воспитывающие молодых актеров по системе Станиславского. Книга Сибирякова основана на богатом фактическом материале, взятом из иностранных источников.
В книге освещаются принципы оперной эстетики Станиславского, она знакомит читателя с методами его занятий с певцами в процессе подготовки оперных спектаклей. В сборнике приводятся воспоминания учеников и сотрудников, высказывания артистов и критиков о применении системы Станиславского в музыкальном театре.
Список литературы:
1. Виноградская, И.
Жизнь и творчество К.С. Станиславского [Текст]. Т.1: Летопись 1863-1938: летопись в 4 т. Т.1: Летопись 1863-1938 / И. Виноградская. - М.: Московский художественный театр, 2003. - 560 с.: ил.
2.Гиппиус, Сергей Васильевич.
Актерский тренинг. Гимнастика чувств [Текст] / С.В. Гиппиус. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 377 с.: ил.
3. Калашников, Ю.
Театральная этика Станиславского [Текст] / 2-е исправ. и доп. изд. - М.: Всероссийское театральное общество, 1972. - 72 с.
4. Кристи, Г.
Воспитание актера школы Станиславского [Текст] / Г. Кристи. - М.: Искусство, 1988. - 453 с.
5. Крыжицкий , Г.
Великий реформатор сцены [Текст]: / К 100-летию со дня рождения Станиславского К.С. - М: "Советская Россия", 1962. - 110 с.
6. Крымова, Н. А.
Станиславский-режиссер [Текст] / Н. А. Крымова. – М.: Искусство, 1971. - 152 с.: ил.
7. Полякова, Е.
Станиславский - актер [Текст] / Е. Полякова. – М.: [б. и.], 1972. - 428 с.: ил.
8. Сибиряков, Н. Н.
Станиславский и зарубежный театр. [Текст] / Н. Н. Сибиряков. - М.: Искусство, 1967. - 202 с.
9.Станиславский, Константин.
Из записных книжек 1882-1916 [Текст] / К. Станиславский. - М.: Вагриус, 2001. - 206 с. - (Записные книжки).
10. Станиславский, Константин.
Этика [Текст] / К. Станиславский. - М.: Искусство, 1981. - 46 с.
11. Станиславский, К. С.
Работа актера над собой [Дневник ученика]: Работа над собой в творческом процессе переживания. Ч.1. / К.С. Станиславский. - М: Искусство, 1985. - 479 с.
12. Станиславский - реформатор оперного искусства. [Текст]: материалы, документы. / Изд.2-е доп. - М: Музыка, 1983. - 384 с.: фото.
13. Таланов, А.
Станиславский [Текст] / А. Таланов. – Л.: Дет. лит., 1965. - 171 с.
14.Топорков, В.
Четыре очерка о К.С. Станиславском [Текст] / В. Топорков. – М.: "Советская Россия", 1963. - 45 с.