С 7 по 20 февраля 2014 года отделом литературы по искусству организована выставка «Дерзкий экспериментатор», посвященная 140-летию со дня рождения театрального режиссера Всеволода Мейерхольда.
«Мастерство–это когда «что» и «как»
приходят одновременно».
В.Мейерхольд.
Всеволод Мейерхольд – одно из славнейших имен российской и мировой художественной культуры первой половины XX века. Он занимает достойное место в ряду основоположников российского театрального искусства – К.С. Станиславского, В.И. Немировича - Данченко, Е.Б.Вахтангова, А.Я. Таирова, К.А. Марджанова. Замечательные художники, каждый по-своему, в соответствии с собственными творческими принципами, служили делу становления российского театра.
Всеволод Эмильевич Мейерхольд родился в немецкой семье в провинциальном российском городе Пенза. В гимназии Мейерхольд учился плохо. Он скучал на уроках и предпочитал самообразование. После окончания гимназии он уехал в Москву и поступил в Университет на юридический факультет, но главным стала не подготовка к юридическому поприщу, а столичные театры, выставки, концерты. Он пробовал поступить в симфонический оркестр скрипачом, но провалился на прослушивании.
В 1896 году Мейерхольд решил, наконец, что его призвание – театр, и, отбросив все сомнения, поступил в музыкально-драматическое училище к Немировичу-Данченко. Он сразу привлек к себе внимание учителя, и когда Немирович-Данченко выбирал учеников для работы в новом театры, то первой кандидатурой был Мейерхольд. Так Мейерхольд попал к Станиславскому и начал работать по его «системе». Он берет у Станиславского всё, чему тот может научить, и двигается вперед. Он прокладывает свой путь.
Театральные постановки Мейерхольда
Мейерхольд требовал от своих актеров полного подчинения. Из-за своей новизны его методы работы над спектаклями вызывали недоумение даже у профессионалов. В тяжелые годы, когда Мейерхольда обвиняли критики и отворачивались друзья, Станиславский и Немирович-Данченко не оставили своего ученика в беде. Они находили ему работу, поручали постановки музыкальных спектаклей. В 1938 году Мейерхольд, как и многие интеллигентные люди того времени, попал в молох сталинских репрессий и был расстрелян. На долгие годы его имя было вычеркнуто из истории театра. Но навсегда забыть вклад Мейерхольда в русское театральное искусство оказалось невозможным. Мейерхольд был дерзким экспериментатором, и с его именем по праву связано последующее развитие экспериментального драматического театра.
Б. Григорьев «Портрет Мейерхольда», 1916 г. А. Головин «Портрет Мейерхольда».
Список литературы представленной на выставке:
792 С
В 85
Встречи с Мейерхольдом [Сборник воспоминаний] / ред., сост. Л. Вендровская. - М. : Всероссийское театральное общество, 1967. - 618 с. : фот., ил.
Издание 1967 года. Предлагаемая вниманию читателя книга посвящена выдающемуся мастеру режиссуры, одному из крупнейших деятелей советского театра. Творчество Всеволода Эмильевича Мейерхольда неразрывно связано с первыми десятилетиями строительства нашего театра, одним из самых замечательных создателей которого он был.
85.334.3(2=Рус)7-8
Г 52
Гладков, А. К. Мейерхольд [Текст]. В 2 т. / А. К. Гладков. - М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1990. - 284 с.: ил.
Работа известного драматурга и эссеиста А.К.Гладкова о В.Мейерхольде – не только свидетельство человека, близко знавшего выдающегося режиссера, но и замечательные произведения литературы.
В первый том вошла книга «Годы учения Всеволода Мейерхольда» и работа «Горе уму» и «Чацкий-Гарин».
Во второй том двухтомника А.К.Гладкова «Мейерхольд» вошла книга «Пять лет с Мейерхольдом» и воспоминания о Б.Пастернаке, которые впервые публикуются в полной авторской редакции.
85.335.41
Г 54
Гликман, И. Мейерхольд и музыкальный театр [Текст] / И. Гликман. - Л.: Сов. композитор,1989. - 352 с.: цв.ил.
В книге И.Д. Гликмана впервые детально рассматривается деятельность выдающегося режиссера В.Мейерхольда в музыкальном театре, его эстетические взгляды на оперное искусство, на сценографию, как важнейший компонент театрального представления. Автор подробно освещает творческие связи Мейерхольда с классиками советской музыки – С.С.Прокофьевым и Д.Д.Шостаковичем. Особое место в книге занимает проблема мейерхольдовской интерпретации соотношения литературного первоисточника и музыки. Книга предназначается для широкого круга любителей музыки и театрального искусства, для режиссеров, дирижеров, певцов музыкальных театров.
85.334.3(2)
М 45
Мейерхольд, В. Наследие. 3 Студия на Поварской. [Текст] / В. Мейерхольд. - М. : Новое издательство, 2010. - 784 с. : фот.,ил.
В истории мирового театра место Студии на Поварской, не показавшей зрителям ни единой премьеры, определено тем, что именно в ней Мейерхольд приступил к практической разработке условной природы театрального искусства.
792 С
М 45
Мейерхольд В.Э. Переписка 1836-1939 [Текст] / сост.: В. П. Коршунова, М. М. Ситковецкая. - М.: Искусство, 1976. - 463 с.: фот.
Впервые собранная переписка вводит читателя в мир творческих замыслов художника, в процесс его режиссерской, педагогической, театроведческой работы. Также раскрывается его история взаимоотношений с видными деятелями русской и зарубежной культуры. Среди адресатов Мейерхольда - Чехов, Блок, Луначарский, Станиславский, Немирович-Данченко, Таиров, Асафьев, Гнесин, Прокофьев, Олеша, Булгаков, Эренбург, Петров-Водкин и многие другие.
792 С
Т 28
Творческое наследие В.Э.Мейерхольда [Текст] / ред., сост. Л. Д. Вендровская, ред., сост. А. В. Февральский. - М.: ВТО, 1978. – 488с.
Книга посвящена творчеству одного из славнейших имен советской и мировой художественной культуры Всеволода Мейерхольда. В книгу вошли статьи, выступления, публикации Мейерхольда, а также воспоминания о нем.
Книга предназначена широкому кругу читателей.
Отдел литературы по искусству