Отделом иностранной литературы организован традиционный календарь знаменательных и памятных дат
В 1921 году был создан ПЕН-клуб. Его название – аббревиатура, образованная первыми буквами слов «поэты» (англ. poets), «очеркисты» (англ. essayists) и «авторы новелл, романисты» (англ. novelists). По совокупности эти три буквы создают слово «ручка» (англ. pen).
В 1923 году в Лондоне состоялся первый международный конгресс ПЕН-клуба. 12–18 января 1986 года проходил уже 48-й по счёту международный конгресс ПЕН-клуба, и именно его участники приняли решение заявить 3 марта как «Всемирный день мира для писателя». На тот момент пен-центры уже имелись более чем в ста государствах.
В наши дни в ряде стран этот праздник расширил заявленный спектр. Именуется просто «День писателя» и является поводом для воздаяния почестей наиболее отличившимся литературным деятелям.
Лаплас, Пьер Симон
Laplace, Pierre-Simon, 1749–1827 гг. Французский математик, физик и астроном. Родился 23 марта 1749 в Бомон-ан-Ож (Нормандия). Учился в школе монашеского ордена бенедиктинцев. В 1766 приехал в Париж. Занимался математикой, публиковался в математическом журнале Ж. Лагранжа. В 1771 г. по рекомендации Даламбера стал профессором Военной школы в Париже. В 1790 г. был назначен председателем Палаты мер и весов. После прихода к власти Наполеона занимал пост министра внутренних дел (1799), получил титул графа. Основные астрономические работы Лапласа посвящены небесной механике. Этот термин впервые употребил сам Лаплас в названии пятитомного фундаментального труда «Трактат о небесной механике» (1798–1825). Он решил сложные проблемы движения планет и их спутников, в частности Луны; разработал теорию возмущений траекторий планет, Солнца и Луны; предложил новый способ вычисления орбит; доказал устойчивость Солнечной системы; открыл причины ускорения в движении Луны. В истории развития космологии важнейшее место занимает знаменитая гипотеза Лапласа о формировании Солнечной системы из газовой туманности (небулярная гипотеза), которую он сформулировал в сочинении «Изложение системы мира» (1796).
Физические исследования Лапласа относятся к областям молекулярной физики, теплоты, акустики, оптики. В 1821 г. он установил закон изменения плотности воздуха с высотой (барометрическая формула). В 1806–1807 гг. вывел формулу для определения капиллярного давления (формула Лапласа). С помощью сконструированного им вместе с А. Лавуазье ледяного калориметра определил удельные теплоёмкости многих веществ. Вывел формулу для скорости звука.
Лаплас – автор фундаментальных работ по математике и математической физике, прежде всего – трактата «Аналитическая теория вероятностей» (1812), в котором можно обнаружить многие позднейшие открытия теории вероятностей, сделанные другими математиками. Широко известно уравнение Лапласа в частных производных, применяющееся в теории потенциала, тепло- и электропроводности, гидродинамике.
Антонис ван Дейк
Antonis van Dijk, 1599–1641 гг. Знаменитый фламандский живописец, мастер портрета, мифологической, религиозной картины, офорта. Его творчество пришлось на период, когда после раздела Нидерландов на Голландию и Фландрию самый крупный город Фландрии Антверпен, родина художника, начинал возрождаться после войны. В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579–1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины XVII в.
Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 г. в Антверпене, был седьмым ребёнком в семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка, который был дружен со многими художниками Антверпена. В 1609 г. в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена (1574–1632), писавшего картины на мифологические темы.
В 1615–1616 гг. Ван Дейк открывает собственную мастерскую. В 1618–1620 гг. создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов. В 1618 г. Ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской. Ван Дейк написал сотни портретов, несколько автопортретов, стал одним из создателей парадного портрета XVII в. В портретах своих современников он показывал их интеллектуальный, эмоциональный мир, духовную жизнь, живой характер человека.
К знаменитым портретам этого периода относится и «Портрет Корнелиуса ван дер Геста» (ок. 1620 г., Лондон, Национальная галерея), овеянный тонким психологизмом.
В 1920 г. по инициативе королевского гофмаршала Томаса Хауэрда, графа Эрендела (1585–1646) Ван Дейк был приглашён в Англию в качестве придворного живописца. Здесь он знакомится с произведениями Высокого Возрождения. Художник неоднократно писал портреты графа и членов его семьи.
Вернувшись в Геную, Ван Дейк, уже известный модный портретист, пишет блестящие портреты-картины. Он создаёт сложные композиции парадного портрета, на которых предстает несколько романтизированный, величественный мир аристократии. Он изображает портретируемых в полный рост на фоне роскошных дворцов, открытых террас, величественных пейзажей, придаёт им горделивые позы и эффектные жесты. Великолепие их костюмов с блестяще прописанными тканями, со струящимися складками усиливают значимость образов.
Он скончался в возрасте 42 лет. Похоронили его в соборе Святого Павла в Лондоне. Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на развитие английской и европейской портретной живописи. Он был основателем английской школы портрета, традиции которого сохранятся в искусстве в течение столетий. Ван Дейк в портретах показывал людей разных сословий, разного социального уровня, разных по душевному и интеллектуальному складу. Приверженец традиций фламандского реализма, он был создателем официального парадного портрета, в том числе аристократического портрета, в котором показывал благородного, утончённого, рафинированного человека, а также был создателем интеллектуального портрета. Ван Дейк написал около 900 полотен – огромное количество для человека, чья творческая деятельность длилась около 20 лет. Он оставил грандиозное наследие, и не только потому, что работал быстро и легко, но и потому, что использовал многочисленных помощников, художников из Фландрии и Англии, которые писали задние планы, драпировки, использовал манекены для написания одежд.
Америго Веспуччи
Биография
Америго Веспуччи родился 9 марта 1454 года во Флоренции. Он был третьим сыном государственного нотариуса республики Анастазио (Настаджио) Веспуччи. Получил тщательное воспитание у своего учёного дяди Джорджио Антонио Веспуччи, доминиканского монаха собора Святого Марка, который обучил его латыни.
Путешествия в Америку
Америго Веспуччи в качестве штурмана принял участие в первой экспедиции адмирала Алонсо де Охеда, который на четырёх кораблях 20 мая 1499 года отплыл из Пуэрто де-Санта-Мария близ Кадиса; после 24 дней плавания ступил на берег Суринама.
В 1500 году лоцман Хуан де ла Коса, участник экспедиции, составил свою известную карту мира, где на северном участке побережья Южной Америки, пройденном экспедицией, он нанес 22 названия, совпадающие с перечисленными у Веспуччи.
Письма
Единственные письменные памятники, оставшиеся после Америго Веспуччи, состоят из его дружеских писем к некоторым знатным лицам: к Лоренцио ди-Пьерфранческо дель-Медичи и к гонфалоньеру Содерини во Флоренции, который передал их лотарингскому правителю Рене II, поощрителю географических открытий. Эти письма были напечатаны во Флоренции немедленно после смерти Америго Веспуччи. Сочинения, вышедшие в свет под названием «Путешествия Америго Веспуччи», были писаны не им и заключали в себе множество противоречий.