«Примитивист нового искусства»

      С 14 по 25 января 2014 года отделом литературы по искусству организована выставка «Примитивист нового искусства», посвященная  175-летию  со дня рождения французского живописца Поля Сезанна.

 
 
 
 
«Мгновенье уходит и не повторяется.
 Правдиво передать его в живописи! 
И ради этого забыть обо всем».
Поль Сезанн.
 
 
 
 
 
 
 
 
     
 
      Сезанн Поль (1839—1906), французский живописец. Родился 19 января 1839 г. в городе Экс-ан-Прованс в семье удачливого коммерсанта, занимавшегося ростовщичеством. По окончании средней школы учился в коллеже Бурбон в родном городе. Здесь он близко сошёлся с Э. Золя, дружеские отношения с которым будут продолжаться в течение почти всей жизни.
 
 
      В 1858 г. по настоянию отца Сезанн поступил в юридическую школу при местном университете и одновременно занимался в Муниципальной школе рисования. В 1861 г., решив посвятить себя искусству, он отправился в Париж. Здесь Сезанн посещает академию Сюиса, часто бывает в Лувре. В кафе «Гербуа» он знакомится со многими художниками-импрессионистами. После смерти отца (1886 г.) Сезанн почти безвыездно жил в семейном поместье в Экс-ан-Провансе, где и умер 22 октября 1906 г. Интерес публики к его картинам возник лишь в последние годы жизни художника.
 
 
      Творческий путь Сезанна принято условно делить на несколько периодов, каждый из которых отличается своими особенностями. Для романтического периода (1860—1872 гг.) характерно внимание к проявлениям человеческих страстей; при этом герои изображаются, словно в нереальном мире, с акцентом на мрачные тона («В комнатах», 1860 г.; «Девушка у пианино», Увертюра к "Тангейзеру", 1867— 1869 гг.). В импрессионистический период (1872—1879 гг.) образы, создаваемые Сезанном, приближаются к реальной жизни, с более тонкими и светлыми цветами. Основными жанрами становятся пейзаж и натюрморт («Дорога в Понтуазе», 1876 г.; «Букет цветов в голубой вазе», 1873— 1875 гг.).
 
       Расцвет таланта художника приходится на так называемый конструктивный период (1879—1888 гг.). В его полотнах появляется строгая композиция, строящаяся на основе массивных форм («Фрукты», 1879—1882 гг.; «Пьеро и Арлекин», 1888 г.). В синтетический период (1888—1899 гг.) происходит формирование единого образа человека и природы, сочетающего изменчивость и статичность («Большая сосна близ Экса», 1890 г.; «Курильщик», 1890—1892 гг.; «Натюрморт с драпировкой», 1898—1899 гг.)
 
«Девушка у пианино» (Увертюра к "Тангейзеру")1867— 1869 гг.
 
 


"Большая сосна близ Экса"  1890г.

 

  
                                                                     «Курильщик». 1890г.                             «Букет цветов в голубой вазе». 1873г.
 

«Дорога в Понтуазе», 1876 г.

 


«Пьеро и Арлекин», 1888 г.

 

 

85.14
Л38

Легенды мировой живописи. Мастера живописи XIII-XX веков [Текст] / Авт.-сост. В.Н. Сингаевский. - М.: АСТ, 2009. - 320 с.: ил.

Книга посвящена судьбам и творческим биографиям живописцев, чьи имена золотыми буквами вписаны в истории культуры всей человеческой цивилизации. Построение издания по хронологическому принципу позволяет проследить развитие художественных стилей и течений. Текст дополнен цветными иллюстрациями, общее число которых превышает полторы тысячи.

 

 

 


75 И
П 27

Перрюшо, А. Сезанн [Текст] / А. Перрюшо. - М.: Молодая гвардия, 1966. - 368 с.: ил.

Автор книги собрал и сличил,  все имеющиеся о Сезанне материалы, посетил места, где жил Сезанн, пытливо вглядывался в природу и вещи, он не привел здесь ни одного факта, достоверность которого не мог бы доказать.

Книга рассчитана на массового читателя.

 

 

 

85.143(4Фр)
П 27

Перрюшо, Арни. Жизнь Сезанна [Текст] / Арни Перрюшо: пер. с фр. К. Г. Богемская. - М.: Радуга, 1991. - 350 с.: цв.ил.

Анри Перрюшо – известный французский писатель, исследователь, биограф, посвятивший свою жизнь созданию цикла книг о Ренуаре, Манне, Гогене, Сезанне и других великих художниках прошлого столетия. Предлагаемая книга посвящена Полю Сезанну (1839-1906), художнику, оказавшему, возможно, наиболее значительное влияние на последующее поколения. А. Перрюшо с удивительной убедительностью сумел показать трагическое одиночество гения не только в семье, но и среди, казалось бы, близких ему по духу и устремления людей. Гонимый и презираемый своими современниками, в конце жизни Сезанн обрел известность в кругах ценителей живописи, но отправиться от пережитых неудач уже не смог. Книга иллюстрирована. Рекомендуется широкому кругу читателей.

 

 

75И
С-28

Поль Сезанн [Текст]: переписка. Воспоминания современников / сост. Н. В. Яворская. - М.: [б. и.], 1972. - 420 с.: ил.

В данной книге показано отношение  к Сезанну современной ему художественной критики, отношение к нему его друзей-художников, сопоставление пути Сезанна с творчеством его современников. Вместе с тем такой аспект книги дает возможность опровергнуть те легенды, которые сложились вокруг имени Сезанна.

 

 

 

85.143(4Фр)
Т 14

Тайандье  Ивон. Сезанн [Текст] / Ивон Тайандье. – М.: Слово, 1995. - 95 с.: цв.ил.

Книга посвящена жизни и творчеству французского живописца Поля Сезанна.

 

 

 

 

Отдел литературы по искусству.

 

Яндекс.Метрика