С 7 по 20 июня 2013 года отделом литературы по искусству организована выставка «Тропическое солнце в красках», посвященная 165-летию французского художника Поля Гогена.
Крупнейший представитель постимпрессионизма, Поль Гоген был сыном парижского журналиста. Специального образования не получил. В юности служил моряком. В 1870 году Гоген начал заниматься живописью, принимал участие в выставках импрессионистов, пользовался советами К. Писсарро. С 1883 года всецело посвятил себя искусству, что привело Гогена к нищете, разрыву с семьей, к скитаниям. В своих работах, выполненных в Бретани, в противоположность ярким произведениям импрессионистов, он сосредоточил внимание на изображении суровой красоты этой местности и сценах из жизни крестьян. В одной из своих наиболее известных работ – «Видение после проповеди» – художник акцентирует плоскостность живописной поверхности, что, возможно, является результатом его знакомства с японской гравюрой.
Лучшие пейзажи Гогена и картина «Желтый Христос» (1889 г.) тоже относится к бретонскому периоду.
В эти годы Гоген становится лидером нового направления – синтетизма, приверженцы которого по-новому использовали цвет и форму, смело очерчивая объекты, упрощая образы, сопоставляя большие участки чистого цвета для достижения эмоционального эффекта. Эта система получила дальнейшее развитие в картинах, написанных Гогеном на островах Океании. Изображая сочную полнокровную красоту тропической природы, цельных, естественных, неиспорченных цивилизацией людей, художник стремился воплотить утопическую мечту о земном рае, о жизни человека в гармонии с природой: « А ты ревнуешь?», «Жена короля», «Сбор плодов», « Женщина, держащая плод»,
«Таитянские пасторали», «День божества», панно «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?».
В своих последних работах Гоген воплотил образы идеальной жизни вне времени и пространства. В 1898 году, почти лишенный средств к существованию, в полном отчаянии, Гоген пытался покончить собой. В 1901 году он перебрался на Маркизские острова, где, больной и одинокий, умер. Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже прошла выставка его работ. Его полотна по декоративности цвета и обобщенности рисунка несли многие черты складывавшегося в этот период стиля модерн.