«Золотое тиснение в переплетах отечественных изданий 2-й половины XIX - начала XX вв.»

   В читальном зале отдела редких книг Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова  вниманию читателей представлена книговедческая экспозиция на тему: «Золотое тиснение в переплетах отечественных изданий 2-й половины XIX – начала XX вв.».

   Одним из самых престижных и ценных подарков во все времена по-прежнему остается дорогая книга. Когда издание оформлено роскошно и качественно, оно вызывает не только любопытство, но и желание прикоснуться к нему, заглянуть под обложку, пролистать страницы.

   На Руси книжный переплет стал известен с появлением рукописных книг. Вплоть до конца XVII века крышки переплетов делались исключительно из дерева. Переплетные доски обрезались вровень с книжным блоком и прикреплялись к нему с помощью кожаных ремней, к которым подшивались книжные тетради. С наружной стороны доски обтягивались кожей, которая загибалась внутрь. Каждый ремень последовательно пропускался через сделанные в досках переплета пропилы.

   Книги, предназначенные для повседневного пользования, «одевали» в простые обиходные переплеты. Обиходный деревянный переплет обтягивался кожей или холстом и имел минимум украшений (металлические наугольники, средники, тиснение по коже).

   Развитие переплетного дела в России в XVI­-XVII веках тесно связано с работой Московского печатного двора, при котором уже в конце XVI века начала функционировать переплетная мастерская. Основная часть продукции Московского печатного двора была предназначена для продажи и выпускалась в единообразных простых цельно-кожаных переплетах, скромно украшенных блинтовым тиснением.

   Тиснение на книге, ее переплетной крышке либо корешке – это один из главных элементов украшения дорогого престижного издания.

   Тиснение – нанесение заглавия и декоративных элементов на переплет путем вдавливания гравировального инструмента в поверхность покровного материала. В процессе выдавливания, прессования, на переплетном материале появляется рельефное изображение или узор. А особенно изысканным и эффектным считается тиснение фольгой на коже, когда в итоге объемный рисунок приобретает характерный металлический отблеск (серебристый, золотистый или другой).

   Блинтовое, серебряное или золотое тиснение, бинты на корешках, изящные рамки на передней сторонке, золоченые обрезы, декоративные элементы из шелка (ляссе, форзац, каптал) и др. – элементы оформления старинных изданий.

   Самое распространенное, популярное тиснение – золотой фольгой. Золото придает дизайну роскоши, яркости, статуса.

   Золотое тиснение на книге – это весьма богатое украшение, к тому же позволяющее сделать этот предмет уникальным и памятным.

   В мастерской печатного двора изготавливали и «подносные», то есть предназначенные для подарка, особо роскошные переплеты из дорогих материалов — сафьяна, тонкой, мягкой, прочной и красивой кожи, бархата, шелка, парчи — с золотым тиснением и искусно гравированными застежками.

 Золотое тиснение и создание рельефных оттисков на переплетной поверхности повышает визуальную привлекательность фолианта и делает его более приятным на ощупь.

   В XVII веке переплет изменился: переплетные доски теперь выступают над книжным блоком, а ровный и плоский корешок книги стал «бинтовым», то есть разделенным на части поперечными кожаными валиками (бинтами), скрывающими бечеву или дратву, которой скреплялся книжный блок. Впервые на корешок было вынесено название книги, пока еще в сокращенном виде. Усложнился рисунок тиснения на крышках переплета. На рубеже XVII-­XVIII веков деревянные крышки переплета заменили на картонные. В соответствии с духом петровских реформ в начале XVIII века распространение получили строго оформленные переплеты: крышки, как правило, обтягивались темной телячьей кожей без украшений, корешок бинтами делился на части, в одном из верхних его членений помещалось краткое название книги. Значительно реже встречаются цельнокожаные переплеты с узкой, тисненной золотом орнаментальной рамкой или украшенной брызгами краски поверхностью.

   Русское переплетное дело развивалось в общем русле европейского переплета, несколько запаздывая, однако подхватывая новшества и в технологии, и в декоративной отделке материалов, и в стиле внешнего оформления книги. Русское дворянство, свободно путешествуя за границу, приобретало во Франции, Германии, Англии книги, вместе с которыми в Россию приходила и новая переплетная мода. Переплетчики-иностранцы, основывая в Петербурге и Москве собственное дело, привозили с собой и необходимые инструменты, среди которых особенно ценились штампы новых рисунков. Они входили в обиход и постепенно проникали из столиц в провинцию.

   К концу XVIII века в России сложился определенный тип дорогого переплета — из красного сафьяна или телячьей кожи, окрашенной под орех, с золотым тиснением, в основном рамочным, на крышках, в центре которых могли располагаться герб или вензель владельца, тоже золототисненные. Золотое тиснение использовалось и для украшения корешка.

   В экспозиции представлены лучшие экземпляры изданий из коллекции особого полиграфического исполнения с золотым тиснением.

   Всех любителей книжных раритетов, а также тех, кого заинтересовали вопросы полиграфического оформления старинных документов, приглашаем в Национальную библиотеку РД им. Р. Гамзатова, в отдел редких книг!

Саидова О. М., отдел редких книг

Яндекс.Метрика