«Патриарх отечественного кино»

   В читальном зале отдела литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова вниманию посетителей библиотеки представлена выставка «Патриарх отечественного кино», посвященная 120-летию со дня рождения советского режиссера, теоретика искусств, педагога Сергея Михайловича Эйзенштейна.

   Сергей Михайлович Эйзенштейн вошел в историю отечественного и мирового кино как один из крупнейших мировых мастеров режиссуры, педагог, выдающийся теоретик искусства. Созданные им фильмы и труды изучаются во всех киношколах и многих университетах Старого и Нового Света. Эйзенштейна еще при жизни назвали Леонардо да Винчи кинематографа - за мощь и разносторонность гения, за всеобъемлющую эрудицию, за постоянную готовность к эксперименту и за неуклонное стремление к художественному совершенству творений. Имя Эйзенштейна, одно из самых знаменитых и почитаемых в искусстве ХХ века, достойно представляет Россию в пантеоне мировой культуры наряду с именами Станиславского, Мейерхольда и Таирова, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича и многих других.

   Сергей Михайлович Эйзенштейн родился в Риге. Окончил Рижское реальное училище, учился в Петроградском институте гражданских инженеров, откуда после революции 1917 года добровольцем ушел в Красную Армию. В 1920 году его направили в Академию Генштаба на курсы переводчиков, однако Эйзенштейн ушел работать художником-постановщиком в московский театр Пролеткульта, где позже стал режиссером. Большое влияние на него оказал главный режиссер театра – Всеволод Мейерхольд, познакомивший Сергея Эйзенштейна с понятием «обусловленной спонтанности». Развив теорию Мейерхольда, Эйзенштейн создал собственный стиль монтажа, при котором эффект, создаваемый последовательностью кадров в целом больше суммы его частей. Несмотря на стремление сделать свои фильмы понятными для массового зрителя, Эйзенштейн зачастую «отпугивал» аудиторию обилием символов и метафор – тем, что он называл «интеллектуальным монтажом». 24 декабря 1925 года вышел фильм Эйзенштейна под названием «Броненосец „Потёмкин“» и имел огромный успех как в СССР, так и за рубежом. Картина оказала сильное влияние на кинематографию тех лет и уже позже была названа «лучшим фильмом всех времён и народов».

«Броненосец „Потёмкин“»

   В октябре 1928 года Эйзенштейн вместе со своей съёмочной группой, куда входили Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ, отправился в путешествие за рубеж с целью изучения западного опыта. Это была официальная поездка, целью которой было дать возможность Эйзенштейну и его съемочной группе больше узнать о звуковом кино, а также лично представить капиталистическому западу известных советских артистов. Последующие 2 года Эйзенштейн много путешествовал и выступал по берлинскому радио, читал лекции в Гамбурге, Берлине, Лондоне и Кембриджском университете, Антверпене, Амстердаме, сделал доклад «Интеллектуальный монтаж» в Брюссельском университете.

   В 1930 году он заключил контракт с кинокомпанией Paramount Pictures на экранизацию романа Теодора Драйзера «Американская трагедия». Вместе с Айвором Монтегю и Григорием Александровым при содействии Драйзера начал работу над сценарием. Через месяц Paramount отказалась от его сценария. С помощью писателя Эптона Синклера Эйзенштейн приступил к съёмкам фильма «Да здравствует Мексика!». Однако после того, как было отснято 75 тысяч метров, Сталин направил ему телеграмму с предложением вернуться в СССР.

   После возвращения в 1932 году Эйзенштейн занялся научной и педагогической деятельностью, стал заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии, в 1935 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Эйзенштейн писал статьи, составил проект программы по теории и практике режиссуры, на основе прочитанных лекций начал собирать книгу «Режиссура». Весной 1935 года Эйзенштейн начал работать над сценарием «Бежин луг». Сценарий к фильму был написан драматургом, бывшим чекистом, Александром Георгиевичем Ржешевским. Сюжетом фильма была коллективизация сельского хозяйства, сочетавшая радужные и трагические краски и опиравшаяся на историю Павлика Морозова.

   В 1938 году Эйзенштейн написал сценарий историко-патриотического фильма «Александр Невский». За него получил учёную степень доктора искусствоведения (без защиты диссертации). На съемках фильма началось творческое содружество С. Эйзенштейна с композитором С. Прокофьевым. «Александр Невский», явившись, безусловно, вехой в творчестве, ознаменовал собой резкую смену режиссером своего художественного метода.

«Александр Невский»

   Сняв за свою карьеру лишь семь художественных картин, Эйзенштейн, тем не менее, вошел в историю кино как один из крупнейших его теоретиков (и практиков), сумев показать, что в возможности облекать абстрактные понятия в конкретные образы кинематограф намного обогнал своего предшественника – театр XIX века. Фильмы же Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» (1925), «Александр Невский» (1938), «Иван Грозный» (1945 - 1958) являются шедеврами мирового кинематографа.

   Умер Сергей Михайлович 11 февраля 1948 года в Москве в возрасте 50 лет, не успев закончить большинство своих трудов. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище

Литература:

1. Андроникова, М. И. Сколько лет кино? – М.: Москва: Искусство, 1968. – 100 с.: ил.

2. Броненосец «Потемкин»: сборник / Комиссия по творческому наследству С. М. Эйзенштейна при Союзе Кинематографистов СССР. Госфильмофонд СССР, Центральный государственный архив литературы и искусства СССР. – Москва: Искусство, 1969. – 370 с.: ил. – (Шедевры советского кино).

3. Из творческого наследия С. М. Эйзенштейна: материалы и сообщения: сборник научных трудов / Государственный комитет СССР по кинематографии, Всесоюзный научно-исследовательский институт киноискусства; отв. ред. Л. К. Козлов. – Москва, 1985. – 120 с. – (Кино: история, теория, критика)

4. Лебедев, Н. А. Очерк истории кино СССР: немое кино. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Москва: Искусство, 1965. – 584 с.: ил.

5. Мейлах, М. Б. Изобразительная стилистика поздних фильмов Эйзенштейна. – Ленинград: Искусство, 1971. – 175 с.: фот.

6. Нижний, В. На уроках режиссуры С. Эйзенштейна / Предисл. М.С. Юткевича. – Москва: Искусство, 1958. –- 203 с.: ил.

7. Фрейлих, С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. – Изд-е 2-ое. – М.: Академический проект, 2002. – 512 с. – (Программа «Культура России»).

8. Шкловский, В. Б. Эйзенштейн в воспоминаниях современников. – 2-е изд. – Москва: Искусство, 1976. – 298 с. : фот. – (Жизнь в искусстве).

9. Юренев, Р. Н. Новаторство советского киноискусства. – Москва: Просвещение, 1986. – 192 с.: ил.

10. Юренев, Р. Н. Сергей Эйзенштейн: Замыслы. Фильмы. Метод. Ч. 1. 1898–1929. – Москва: Искусство, 1985. – 303 с.: ил.

11. Эйзенштейн, С. Дисней. – Москва: Ад Маргинем Пресс, 2014. – 124 с. – (Minima).

Отдел литературы по искусству

Яндекс.Метрика