15 декабря в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова прошла очередная встреча философского клуба «Время и бытие».
Руководитель клуба, магистрант Дагестанского государственного университета философ Джамирза Магомедов приветствовал участников клуба.
Встречу открыл писатель и постоянный участник литературного клуба «Верба» Григорий Адаров.
В докладе и дальнейшем обсуждении была проведена попытка сравнительного анализа между классическим субъектом и дазайн.
В чём же отличие данных понятий или концептов?
Субъект всегда направлен на исследование объекта, сознание субъекта интенционально, наивысшей точкой развития субъект-объектных отношений является наука, универсальный разум. Подчинение объекта субъекту подразумевает господство человека над природой. Субъект организует свою деятельность посредством категорий и понятий, и когда субъект науки переносится в область философии, становится основополагающим субъектом философии, объективируется сама субъективность, самосознание толкуется как тождество субъекта и объекта. Другими словами, когда категории и понятия как инструменты познания природы используются с целью познания субъекта, возникает объективация субъекта (или, как у Гегеля, субъективация объекта).
Дазайн, в отличие от субъекта, исследуется и переживается в экзистенциальных модусах, экзистенциалах (забота, тревога, ужас, болтовня, любопытство). Экзистенциалы нельзя характеризовать интенционально, они переживаются, представляя собой модусы человеческой экзистенции.
Самой существенной характеристикой экзистенции является его временность, темпоральность, ясное сознание своей смерти. Ясное осознание смерти, как самой подлинной возможности человека, позволяет дазайн наполнить свою жизнь полнотой смысла БЫТЬ. Подлинная самость человека раскрывается только в осознании того, что он может не быть, и возможность не быть парадоксальным образом раскрывает возможность своего бытия.
Всем спасибо за внимание и участие!
Отдел культурных программ