Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка «Величайший скрипач-виртуоз», посвящённая 235-летию со дня рождения итальянского скрипача Никколо Паганини.
Найдётся ли ещё один такой художник, жизнь и слава которого сияли бы таким ярким солнечным блеском,
художник, которого весь мир в своём восторженном поклонении признал бы королём всех художников.
Ф. Лист
В Италии, в муниципалитете Генуи хранится скрипка гениального Паганини, которую он завещал своему родному городу. На ней раз в год, по установленной традиции, играют самые известные скрипачи мира. Паганини называл скрипку «моя пушка» – так музыкант выражал своё участие в национально-освободительном движении Италии, развернувшемся в первой трети XIX в.
Паганини родился в семье мелкого торговца. С четырёх лет мандолина, скрипка и гитара стали спутниками жизни музыканта. Учителями будущего композитора сначала был отец – большой любитель музыки.
Занимаясь музыкой, Никколо Паганини открывал для себя новый мир, окрашенный необыкновенными цветами. Он пытался воссоздать его, играя на гитаре, мандолине и маленькой скрипочке, которая была одновременно его лучшей подружкой и мучительницей.
Паганини чувствовал музыку всей душой. Никколо очень рано стал сам создавать музыку. Уже в восемь лет он написал сонату для скрипки и несколько сложных вариаций. Постепенно слух о маленьком гениальном скрипаче стал распространяться по городу, и на талантливого ребёнка обратил внимание известный в городе скрипач из капеллы собора Сан-Лоренцо. Его звали Джакомо Коста. Он стал раз в неделю заниматься с Паганини, внимательно наблюдая за его развитием и передавая ему секреты мастерства. После занятий с Коста жизнь Паганини изменилась. Он смог начать заниматься концертной деятельностью. Это произошло в 1794 году, когда юному музыканту едва исполнилось двенадцать лет.
В это время он познакомился с людьми, которые сильно повлияли на его дальнейшую судьбу. Необходимо отметить, что биография Паганини насыщена встречами с людьми, которые помогали юному дарованию совершенствовать своё мастерство.
Богатый аристократ и меломан Джанкарло ди Негро из Генуи стал не только поклонником творчества молодого скрипача, но и его другом, взявшим на себя заботу о его дальнейшем образовании. Новым учителем Никколо стал Гаспаро Гиретти – хороший полифонист, сумевший привить молодому человеку отличную композиторскую технику. Он научил Паганини сочинять музыку без инструмента, используя внутренний слух. Всего лишь за несколько месяцев музыкант сочинил двадцать четыре фуги для фортепиано, несколько пьес, которые, к сожалению, были утеряны и не дошли до нас, и два скрипичных концерта. После блестящего выступления в Парме молодого музыканта захотели послушать при дворе герцога Бурбонского.
Очень скоро имя Паганини приобрело широкую известность. Он концертировал по Северной Италии, с 1801 по 1804 г. жил в Тоскане. Именно к этому периоду относится создание знаменитых каприсов для скрипки solo.
В расцвете своей исполнительской славы Паганини на несколько лет сменил концертную деятельность на придворную службу в Лукке (1805–1808), после которой вновь и окончательно вернулся к концертированию.
Постепенно слава о Паганини вышла за пределы Италии. Многие европейские скрипачи приезжали помериться с ним силами, но никто из них не мог стать его достойным конкурентом.
Виртуозность Паганини была фантастической, воздействие её на слушателей невероятно и необъяснимо. Для современников он казался загадкой, феноменом. Одни считали его гением, другие – шарлатаном; имя его ещё при жизни начало обрастать различными фантастическими легендами.
Никколо Паганини, биография которого неразрывно связана с музыкой, очень мало времени, к сожалению, уделял своему здоровью. В 1821 году его творческий путь был внезапно прерван пошатнувшимся здоровьем.
Состояние немного улучшилось, но даже выйдя из тяжелейшего кризиса великий музыкант не брался за скрипку. В апреле 1824 года Никколо неожиданно для всех приезжает в Милан и сообщает о своём желании дать концерт. Затем он даёт концерт в Павии и Генуе.
Биография Паганини состоит из переплетения счастливых и трагических событий. Весной 1830 года великий музыкант концертировал в Вестфалии, получил там титул барона, который передаётся по наследству. В октябре тысяча восемьсот тридцать девятого года Никколо Паганини в последний раз в жизни посещает родную Геную. Он уже очень плохо себя чувствует. Последние пять месяцев своей жизни он не может выходить из дома.
Великий музыкант, композитор, виртуозный исполнитель умер в Ницце 27 мая 1840 года в возрасте пятидесяти восьми лет.
Литература, представленная на выставке:
1. Берфорд, Татьяна. Никколо Паганини: стилевые истоки творчества [текст] / Т. Берфорд. – СПб: Нестор-История, 2010. – 480 с.: ил.
2. Виноградов, Анатолий Корнелиевич. Осуждение Паганини: роман / А. К. Виноградов. – Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1953. – 350 с.
3. Вайнкоп, Юлиан Яковлевич. Краткий биографический словарь композиторов [текст] / Ю. Я. Вайнкоп, И. Л. Гусин. – 5-е изд., испр. и доп. – Л.: Музыка, 1982. – 197 с.
4. Григорьев, Владимир Юрьевич. Никколо Паганини [текст]: жизнь и творчество / В. Ю. Григорьев. – М.: Музыка, 1987. – 143 с.: ил.
5. История зарубежной музыки [текст]: учебник для муз. вузов. – М.: Музыка, 1984. – Вып. 3: С 1789 года до середины XIX века / В. Д. Конен. – 6-е изд. – 1984. – 534 с.
6. Классические зарубежные оперы (либретто) [текст] / Авт.-сост. А. Лидин. – Ростов-на-Дону; СПб: Северо-Запад, 2007. – 480 с.
7. Никколо Паганини [текст]. – М.: Московская Государственная филармония, 1959. – 14 с.; 17 см (В помощь слушателям концертов).
8. Пальмин, А. Никколо Паганини [текст]: 1782–1840. Краткий очерк жизни и творчества. Изд. 2-е / Книга для юношества. – Л.: Музыка, 1968. – 88 с.: ил.
9. Ямпольский, Израиль Маркович. Никколо Паганини [текст]: жизнь и творчество / И. М. Ямпольский. – М.: Музгиз, 1961. – 379 с.: ил.
10. Никколо Паганини. 24 каприса для скрипки [ноты] / ред. А. И. Ямпольский. – М.: Музыка, 1975. – 55 с.: муз.
Отдел литературы по искусству