«Эстетика. Художественные вечера». Василий Кандинский

   25 сентября в конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова после летних каникул состоялась встреча участников проекта «Эстетика. Художественные вечера».

   Постоянный ведущий проекта «Эстетика» Тамирлан Гаджиев рассказал о творчестве Василия Васильевича Кандинского – русского живописца, графика и теоретика изобразительного искусства.

   Василий Кандинский – русский художник и теоретик искусства, оказавший глубокое влияние на развитие современного изобразительного искусства. Работы художника основывались на философских положениях, которые неуклонно прогрессировали в картинные образы.

   Кандинский, пожалуй, прежде всего, мыслитель, а затем художник. Он признавал лишь то направление, в котором может двигаться насыщенная конфигурация, и неотступно его преследовал, подавая пример другим авангардным творцам. Суть абстракции Кандинского состоит в поиске универсального синтеза музыки и живописи, рассматриваемого как параллели с философией и наукой.

Серый овал, 1917,Екатеринбургский художественный музей

Композиция, 1913, Эрмитаж, Санкт-Петербург

   Василий Кандинский родился в Москве22 ноября (4 декабря)1866 года. С раннего детства его удивляло разнообразие цветов в природе, и он постоянно интересовался искусством. Несмотря на успехи в изучении экономики и права, он отказался от многообещающей карьеры в области социальных наук, чтобы следовать творческому призванию.

   Выставка Клода Моне, которую посетил молодой художник, стала решающим толчком, вдохновившим его посвятить себя изучению изобразительного искусства. Когда Кандинский поступил в художественную школу в Мюнхене, ему было уже 30 лет. Даже не будучи принятым с первого раза, он продолжил самостоятельное обучение.

   Два года Василий Васильевич провёл в художественной школе, после чего последовал период странствий. Художник посетил Нидерланды, Францию, Италию и Тунис. В то время он создавал картины под сильным влиянием постимпрессионизма, оживляя своё детство в России в творческих ландшафтах, имеющих идеалистическое значение для художника. Он поселился в городке Мурнау возле Мюнхена и продолжил исследование пейзажей, наделяя их энергичными линиями и смелыми, жёсткими цветами.

   Кандинский размышлял о музыке, пытаясь передать её абстрактные черты в других видах искусства. В 1911 году в Мюнхене сформировалась группа художников-единомышленников во главе с Кандинским. Они назвались «Синий всадник» – Der Blaue Reiter. Среди участников оказались такие известные немецкие экспрессионисты, как Август Маке и Франц Марк. Группа опубликовала альманах с собственными взглядами на современное искусство и провела две выставки, после чего распалась в начале Первой мировой войны в 1914 году.

   Переход к использованию основных изобразительных элементов ознаменовал начало драматического периода в творчестве Кандинского и стал предвестником появления абстрактного искусства. Он задумал новый стиль, известный в настоящее время как лирическая абстракция.Художник через рисование и черчение имитировал течение и глубину музыкального произведения, окрашенность отражала тему глубокого созерцания. В 1912 году он написал и опубликовал основополагающее исследование «О духовном в искусстве».

   В 1914 году Кандинскому пришлось вернуться в Россию, но он не переставал экспериментировать. Даже участвовал в реструктуризации российских художественных институций после революции. Но истинное значение его гениального новаторства стало очевидно лишь в 1923 году, после того как он вернулся в Германию и вступил в преподавательский корпус «Баухауз», где подружился с другим творческим авангардистом – Паулем Клее.

   Кандинский работал над новой изобразительной формулой, состоящей из линий, точек и комбинированных геометрических фигур, представляющих его визуальные и интеллектуальные исследования. Лирическая абстракция сместилась в направлении к более структурированной, научной композиции.

   После десяти лет плодотворной работы в 1933 году нацистские власти закрыли школу «Баухауз». Кандинский был вынужден переехать во Францию, где провёл остаток своей жизни.

   Последние одиннадцать лет русский гений посвятил постоянной погоне за великим синтезом своих абстрактных идей и визуальных находок. Он вернулся к интенсивному цвету и лирике, ещё раз подтверждая свои оригинальные взгляды на истинную природу живописи. Великий художник принял французское гражданство и создал ряд известнейших произведений искусства на своей новой родине.

   Он умер в 1944 году в городе Нейи в возрасте 77 лет.

Главный библиотекарь отдела культурных программ Ольга Алиева

Яндекс.Метрика