«Юбиляры августа»

   В читальном зале сектора универсальной литературы библиотечно-информационного молодёжного центра НБ РД им. Р. Гамзатова представлена книжная выставка «Юбиляры августа», посвященная зарубежным писателям.

225 лет со дня рождения Перси Биши Шелли (1792–1822)

   Перси Биши Шелли родился 4 августа 1792 года в Филд-Плейс (графство Суссекс). Он был старшим из семерых детей состоятельного землевладельца Т. Шелли, впоследствии возведённого в баронеты. Он много читал, интересовался логикой, этикой, метафизикой и критикой христианства.

   Завёл дружбу с Т. Дж. Хоггом (1792–1862), который разделял многие его увлечения, хотя и уступал в остроте ума. Анонимно опубликовал роман «Застроцци», написанный в манере готического романа, и сборники стихов «Посмертные отрывки Маргарет Николсон» и «Оригинальная поэзия Виктора и Казиры». Совместно с сестрой Элизабет в 1811 г. Шелли и Хогг анонимно выпускали брошюру под названием «Необходимость атеизма», в которой утверждали, что бытие Божие нельзя обосновать рационально. В этом же году Шелли анонимно опубликовал роман «Сент-Ирвин», так же, как и «Застроцци», написанный в манере готического романа.

   В 1815 г. им была написана поэма «Аластор, или Дух одиночества» (опубликованная в 1816 г.), написанная белым стихом. В 1816 г., когда Шелли и Мэри гостили у Байрона в Швейцарии, Шелли написал абстрактно-философский «Гимн Интеллектуальной Красоте» и пантеистический «Монблан». В 1817 г. им была написана поэма «Лаон и Цитна», впоследствии переименованная в «Восстание Ислама».

   В 1818 г. Шелли помог Мэри написать «Франкенштейна». Сам он создал повествовательную поэму «Розалинда и Елена» (опубл. в 1819 г.). 

   8 июля 1822 г. Шелли, его друг лейтенант Э.Э. Уильямс и матрос Ч. Вивиан отправились из Ливорно на новой парусной шлюпке Шелли «Дон Жуан» на прогулку вдоль побережья. Во второй половине дня налетел шторм. Сильно покалеченные тела Шелли, Уильямса и Вивиана через некоторое время прибило к берегу. Лорд Байрон, Ли Хант и Э. Дж. Трелони 13 августа торжественно сожгли на костре тела Шелли и Уильямса. В 1823 г. прах Шелли захоронили на протестантском кладбище в Риме, рядом с могилой погребённого незадолго до того Д. Китса.

Литература:

1. Дьяконова Н. Я, Чамеев А. А. Шелли / Н. Я. Дьяконова, А. А. Чамеев. – СПб: Наука, 1994. – 222 с. (Литературоведение и языкознание).

2. Шелли П. Б. Избранное стихотворения: пер. с англ. В. Д, Меркурьевой / М. Н. Розанова. – М.: Художественная литература,1937. – 235 с.

3. Шелли П. Б. Избранные произведения. Стихотворения. Поэмы. Драмы. Философские этюды / П. Б. Шелли. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998. – 800 с. (Бессмертная б-ка).

150 лет со дня рождения Джона Голсуорси (1867–1933)

   Джон Голсуорси родился 14 августа 1867 г. в городе Кум (графство Суррей). В возрасте 28 лет Джон Голсуорси решил для себя, что станет писателем.

   В 1897 г. выходит его первая книга, подписанная псевдонимом Джон Синджон и представлявшая собой сборник небольших рассказов «От четырёх ветров». Этим же псевдонимом начинающий литератор пользовался для публикации ещё нескольких работ. Уже через год он издал первый роман «Джослин», в 1900 г. – роман «Вилла Рубейн». В 1901 г. вышел ещё один сборник рассказов, в котором фигурировала семья Форсайтов – это было начало реализации замысла, на который ушло больше трёх десятков лет. В 1904 г. выходит книга «Остров фарисеев», примечательная тем, что Голсуорси впервые опубликовал труд под настоящим именем.
Джон Голсуорси занимался не только литературной, но и общественной деятельностью. Так, он боролся за то, чтобы были изменены законы о женском избирательном праве, цензуре, разводе и др., ратовал за проведение социальных реформ, чуть ли не половину доходов тратил на благотворительность. В 1921 г. у него появилось собственное детище – ПЕН-клуб, международная писательская организация, которую он в качестве отца-основателя поддерживал до конца жизни.
   Семь английских, американских и шотландских университетов присвоили Голсуорси почётную степень; в 1929 г. ему вручили национальный орден «За заслуги», а апогеем признания его как выдающегося писателя, его «высокого искусства повествования» стало присуждение в 1932 г. звания лауреата Нобелевской премии в области литературы. Сам Голсуорси в это время страдал от смертельного недуга (опухоли мозга), поэтому не смог лично прибыть на награждение и отдал премию в распоряжение ПЕН-клуба. 31 января 1933 г., меньше чем через два месяца после этого знаменательного события, Голсуорси умер в зените славы. Популярность его произведений упала после смерти автора, на его творчество было много нападок от Лоуренса и Вирджинии Вульф, но удачная адаптация «Саги о Форсайтах» в 1967 году вернула интерес к его работам. Голсуорси повлиял на творчество Томаса Манна, произведения автора были широко известны во Франции и России.

Литература:

1. Голсуорси Дж. Сага о Форсайтах. Т. 4: пер. с англ. / М. Ф. Лорие. – М.: Правда, 1983. –  376 с.

2. Голсуорси Дж. Тёмный цветок. Повести, рассказы: пер. с. англ. / М. И. Воропанова. – М.: Правда, 1990. – 544 с.

3. Голсуорси Дж. Собрание сочинений в 8-ми т. Т.4: Остров фарисеев; Усадьба: романы; рассказы. Пер. англ. / А. Лепятский. – М.: Художественная литература, 1985. – 607 с.

4. Тугушева М. П. Джон Голсуорси: Жизнь и творчество / М. П. Тугушева. – М.: Наука, 1973. – 175 с. (Академия наук).

105 лет со дня рождения Жоржи Амаду (1912–2001)

   Ж. Амаду родился 10 августа 1912 г. в Ильеусе (шт. Баия), сын мелкого плантатора. Писать начал с 14 лет.

   В ранних романах «Страна карнавала» (1932), Мёртвое море (1936), «Капитаны песка» (1937) он описывал борьбу трудящихся за свои права. Показателен в этом отношении роман «Жубиаба» (1935), герой которого, в детстве беспризорник-попрошайка, делается сначала вором и главарём банды, а затем, пройдя школу классовой борьбы, становится прогрессивным профсоюзным лидером и образцовым отцом семейства.
   В 1952 г. Амаду всецело отдался литературному творчеству, став певцом родной Баии с её тропической экзотикой и ярко выраженным африканским началом в культуре. Его романы отличает интерес к народным традициям и магическому ритуалу, вкус к жизни со всеми её радостями. Идеологические установки в творчестве уступают место собственно художественным критериям, действующим в русле того чисто латиноамериканского направления, которое получило в критике название «магического реализма». Начало этим переменам положил роман «Бескрайние земли» (1942), за которым последовали другие романы того же направления – «Габриэла, корица и гвоздика» (1958), «Пастыри ночи» (1964), «Дона Флор и два её мужа» (1966), «Лавка чудес» (1969), «Тереза Батиста, уставшая воевать» (1972), «Засада» (1984) и другие. В 1951 г. Амаду был удостоен Ленинской премии, в 1984 г. награждён орденом Почётного легиона (Франция).

   Умер Амаду в Салвадоре (шт. Баия) 6 августа 2001 г.

Литература:

1. Амаду Ж. Тереза Батиста, Сладкий мёд и Отвага: Роман / пер. с порт. Л. Бреверн, Ф. Барбышев. – М.: Локид, 1997. – 477с.: ил. (Палитра).

2. Амаду Ж. Старые моряки: Две истории порта Баия / пер. с порт. Ю. Калугина. – М.: Прогресс, 1964. – 286 с.

3. Амаду Ж. Пальмовая ветвь, погоны и пеньюар: роман / пер. с порт. А. Богдановского, Е. Огневой. – М.: Радуга, 1983. – 312 с.

4. Амаду Ж. Избранные произведения в 2-х т. Т. 2 / пер. с порт. А. Богдановский, В. Фёдоров. – М.: Художественная литература, 1982. – 583 с.

Сектор универсальной литературы

Яндекс.Метрика