«Портреты века Просвещения». В.Л. Боровиковский

XVIII век вошёл в историю русского живописного искусства как «век портрета». Одним из лучших его портретистов является Владимир Лукич Боровиковский.

Владимир Боровиковский родился 5 августа 1757 года на Украине, в небольшом городке Миргороде. Первые навыки в искусстве Владимир получил в семье: его отец и братья занимались иконописью. Пройдя воинскую службу, занимался церковной живописью в духе украинского барокко.

Важную роль в его судьбе сыграло путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году. Когда сверкающая позолотой галера «Днепр», на которой плыла от самого Киева императрица, причалила к берегу в Кременчуге, Г.А. Потёмкин, некоронованный владыка Новороссии, широким жестом указал царице на отстроенный для неё дворец. Из всего пышного убранства более всего выделялись уверенной кистью выполненные аллегорические полотна. На одной из них был изображены Пётр I в облике землепашца и Екатерина II, засевающая поле, а на другой – императрица в облике Минервы в окружении мудрецов Древней Греции. Картины приглянулись государыне. Узнав имя художника, императрица предложила ему ехать в Петербург. И уже осенью следующего, 1788 года Владимир Лукич Боровиковский покинул навсегда родные края и переселился в северную столицу.

Начиная с конца восьмидесятых годов основным жанром в творчестве Боровиковского становится портрет. Одна из первых работ – портрет Филипповой (1790), жены архитектора, который проектировал Казанский собор.

В 1795 году Боровиковский написал один из самых известных своих портретов – «Екатерина II на прогулке в Царском Селе».

После портрета императрицы члены императорской семьи и самые знатные дворяне стали заказывать художнику свои портреты. Признание Боровиковского официальными кругами Академии художеств выразилось в том, что в 1795 году он получил звание академика, а в 1802 году – почётное звание советника Академии художеств.

В 1797 году Боровиковский пишет портрет Марии Ивановны Лопухиной, своё самое поэтическое произведение. Прелестная молодая женщина показана в уединённом уголке парка, в изображение которого художник условно привносит мотивы русской сельской природы.

Благодаря языку возвышенной идеализации художника в памяти потомков остались Е.Н. Арсеньева, М.А. Орлова-Денисова, Е.А. Нарышкина и другие.

В конце девяностых годов художник создаёт ряд официальных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801–1802).

Работая на рубеже столетий, Боровиковский воссоединил завоевания живописи прошлого и веяния грядущего, предварив тем самым новые задачи портретистов XIX века – О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, А.Г. Венецианова.

В 1810-х гг. слава Боровиковского пришла к закату. Симпатии публики оказались отданными другим, более молодым художникам. В конце жизни он не писал портретов, а занимался лишь религиозной живописью. Последней его работой был иконостас для церкви на Смоленском кладбище в Петербурге. Давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венецианову.

В 1825 году, 18 апреля, В.Л. Боровиковский тихо скончался в своём доме в Петербурге от разрыва сердца. Похоронен в Александро-Невской лавре.

 

Список литературы:

1. Астахов Ю.А. 50 великих русских художников. – М.: Белый город, 2008. – 303 с.

2. Ветрова Г. Русское искусство. – М.: Белый город, 2002. – 63 с.

3. Геташвили Н.В. Атлас мировой живописи / М.: ОЛМА, 2009. – 698 с.

4. Иванов А.Б. Рассказы о русских художниках. – М.: Просвещение, 1988. – 128 с.

5. Императорская Академия художеств / сост. А.Г. Верещагина. – М.: Изобразительное искусство, 1997. – 341 с.

6. Русские художники от А до Я. – М.: Слово, 1996. – 216 с.

7. Русское искусство / Г. Ветрова. – М.: Белый город, 2202. – 62 с.

7. Русские художники от А до Я / Н.А. Борисовская, Е.С. Гордон. – М.: Слово, 1996. – 216 с.: ил.

8. Самин Д.К. Сто великих художников / Д.К. Самин. – М.: Вече, 2014. – 480 с.

9. Энциклопедия русской живописи / Т.В. Калашникова. – М.: Олма-Пресс, 2000. – 351 с.: ил.

10. Энциклопедия живописи / Н.А. Борисовская, С.И. Козлова. – М.: АСТ, 1997. – 799 с.

 

Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы

Яндекс.Метрика