«Искусство древних традиций»

   Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована тематическая выставка «Искусство древних традиций».

   Россия издавна славится искусством мастеров народных художественных промыслов. В нашей стране создают известные во всём мире городецкие узоры, гжельский фарфор, жостовские подносы, хохломские деревянные изделия и многое другое.

   Русская лаковая миниатюра в Федоскино возникла в 1795 году под Москвой в селе Данилкова (позднее переименовано в Федоскино) на бумажно-картонной фабрике купца П. Коробова. На фабрике выпускали разнообразные изделия: табакерки, бочонки, коробки, шкатулки, стаканы, погребцы (сундучки) для путешествий, спичечницы, подносы, блюда для фруктов, вазы для цветов и др. Расцвет росписи пришёлся на середину XIX века, когда фабрикой владели преемники Коробова – купцы Лукутины. Поэтому миниатюру часто называют лукутинской. К концу XIX века промысел пришёл в упадок. В 1904 году фабрика закрылась, а мастера (их было около ста человек) разбрелись по другим промыслам. Только в 1910 году миниатюристы объединились и создали Федоскинскую кустарную артель бывших мастеров фабрики Лукутина. Начался новый этап в развитии промысла.

   В мире сказок

   Слово «Палех» знакомо всем. Название села в Ивановской области стало синонимом удивительного искусства многокрасочной живописи по чёрному фону.

   Сказочной феерией запоминаются зрителям огненные тройки, несущие ездоков среди морозных вихрей, жницы в окружении тяжёлых золотых колосьев, герои пушкинских стихов и персонажи народных сказок.
Краски произведений под прозрачным слоем лака полыхают и светятся, вспыхивают и перетекают друг в друга, линии рисунка прихотливо вьются или струятся плавно. Затейливый золотой узор дополняет изображение.

   Стиль Палеха сложился под влиянием московской и ярославской школ древнерусской живописи. В XVII–XIX веках жители этого большого села занимались изготовлением икон. Делали их в свободное от полевых работ время. Некоторые мастера небольшую икону писали целый год. Они уделяли особое внимание отделке изображений и тщательно выписывали детали.

   Гжельский промысел – это промысел, сохранивший самобытные традиции, преемственность поколений, создавший свой современный художественный стиль, имеющий художественную школу, кадровое образование и являющийся частью культурного достояния России.

   Всякую роспись Гжель приятно рассматривать, гжельские мотивы можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых и расписанных, и на одежде, на постельном белье, и даже в интерьере, например расписанные камины. Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности. Многие работы Гжели неповторимы, и сюжет зависит именно от мастера и его мастерства. Конечно, работы выполняются вручную, поэтому точно такое же изделие не найти. 

   Жостовская роспись – народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века.

   Художественная роспись подносов всё больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, всё чаще привлекала внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет.

   Хохлома – старинный русский народный промысел, возникший в XVII веке в Нижегородской губернии (селе Семино, Заволжье). Он по сей день является самым известным видом русской народной живописи. Искусствоведы считают, что истоки орнаментики хохломской росписи с её своеобразным сочетанием следует искать в древнерусской декоративной культуре XV–XVI веков. Именно в этих веках встречаются подобные сочетания цвета во фресках и иконах, в оформлении книг.

   Первоначально слово «Хохлома» означало название одной из торговых деревень, куда мастера из ближних деревень приносили свои изделия. Это было время возрождения России, наступившего после освобождения от опустошительного татаро-монгольского ига, время обновления храмов и церквей. Местные леса дали приют бежавшим от своих хозяев крестьянам и староверам. Эта земля была бедна, а народные промыслы стали новым источником существования. Новый промысел объединил вековые традиции местных жителей и беженцев, особенно староверов.

   Народный промысел развивался постоянно. Уже в конце XIX века хохлома была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. И после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы резко вырос в различные страны. Особенно много покупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии. Даже один из немецких предпринимателей взялся за производство деревянных ложек, которые выдавал за хохлому. С началом XX века народные промыслы пережили кризис, вызванный Мировой и гражданской войнами. Из-за этого многие мастера лишились заказов и закрыли свои мастерские. В советское время хохлома получила второе дыхание, появилось новое поколение мастеров. И теперь хохлома «возвращается» к нам в Россию и мир.

Список литературы:

1. Богуславская, И. Я. Русское народное искусство [текст] / И. Я. Богуславская. – Л.: Советский художник, 1968. – 160 с.: ил.

2. Гжель [фотоальбом] / сост. В. М. Логинов. – М.: Планета, 1989. –182 с.: цв. ил.

3. Емельянова, Татьяна Ильинишна. Любовь моя, Хохлома [текст]: к 50-летию Семёновского объединения «Хохломская роспись» / Т. И. Емельянова, Л. В. Китаева. – Горький: Волго-вятское книжное издательство, 1981. – 119 с.: ил.

4. Каморин, А. Лаковая миниатюра. Холуй [текст] / А. Каморин. – М.: Интербук, 1995. – 150 с.: цв. ил.

5. Мастера Федоскино. Учитель и его ученики [текст]: альбом / ред. Л.П. Ганичева. – М.: Интербук-бизнес Палех. Искусство древней традиции [текст] / автор-составитель М. А. Некрасова. – М.: Советский художник, 1990. – 85 с.: ил.

6. Родионов, Александр Михайлович. Красная книга ремесел [текст] / А. М. Родионов. – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1990. – 318 с.: цв. ил.

7. Солонин, Павел. Здравствуй, Палех [текст]: лирические этюды о мастерах русских лаков из маленького посёлка срединной России / Павел Солонин. – Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1979. – 256 с.: цв. ил.

8. Хохлома [текст]: фотоальбом / сост. В. Вишневская. – М.: Планета, 1980. – 155 с.: цв. ил.

9. Художественная керамика Гжели и Скопина в собрании Государственного Русского музея [каталог] / сост. Н. С. Григорьева. – Л.: Искусство, 1987. – 149 с.: ил.

10. Федоскино [Текст] / сост. Н. Я. Малахов. – М.: Изобразительное искусство, 1990. – 163 с.: цв. ил.

Отдел литературы по искусству

Яндекс.Метрика