«Этапы развития личности. На основе теорий психоанализа и шизоанализа Зигмунда Фрейда и Жиля Делёза»

   В малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова 6 июля состоялось заседание интеллектуально-философского клуба «Эпохе».

   Врач анестезиолог-реаниматолог, специализирующийся в неврологии, активный участник дискуссионного философского клуба «Время и бытие» Фейзулла Велиханов выступил с докладом «Этапы развития личности. На основе теорий психоанализа и шизоанализа Зигмунда Фрейда и Жиля Делёза».

   В самом общем понятии психоанализ – стремление объяснить тайные причины тех или иных действий и мнений. Большая часть людей даже не задумывается, что сознание – лишь малая толика от всей психики. За его пределами расположилась мощная психическая машина, которая сформировывалась на протяжении долгих тысячелетий и работа которой недоступна самосознанию, как недоступно и наблюдение за работой своей печени или других жизненно необходимых органов. Но как раз в этой глубоко спрятанной, бессознательной области психики таится начальный исток многих наших мыслей и ощущений.

   Что представляет собой психоанализ? Тут сочетается духовное и физическое. Психические несоответствия нормам перерастают в болезнь организма. Кроме того, здесь же составляются симпатии либо антипатии к конкретным особям, истоки ссор, которые порой сложно разобрать. В бессознательном созревают все наши самые главные решения, намечаются побуждения как к геройским, так и к преступным деяниям, которых совсем не ждёт ни тот, кто воплотит их в жизнь, ни его ближние. Все общественные, личные отношения, психология масс – всё это строится на бессознательных мотивах.

   Самая основная цель психоанализа – толкование того противоречивого, которое появляется в голове человека и в его отношениях с окружающими. Понятно, что психоанализ совершают все особи как с нормальной, так и с отклонившейся от нормы психикой, стоит им только столкнуться с чем-то, задевающим их натуру. Определение психоанализа в специальную и целенаправленную категорию, которая может представлять собой терапевтическое общение доктора со своим пациентом, появилось уже в XX веке – наверное, из-за того что сильные и неожиданные перемены в общественных отношениях привели многих людей к психическим дискомфортам различного рода.

   В процессе урбанизации, повышающейся мобильности, стремительного культурного развития и прочих процессах изменились устоявшиеся психологические связи в обществе. Появились не имевшие похожего в прошлом времени ощущения потери жизненного смысла, непреодолеваемого барьера поколений, одиночества и ненужности, невозможности реализации своего «я». Из-за всего перечисленного повысилось количество депрессий, болезней психического рода, преступлений в состоянии аффекта, самоубийств, все конфликты стали острее. Психоанализ в качестве медицинского направления и раздела психологии появился тогда, на заре ХХ века. Он не был только изобретением науки, принадлежащим гениальному уму. Он помимо этого стал ответом на социологические изменения, которые потребовали специальной личностной адаптации в ситуации возникшего отдаления людей и опасной конфликтности. Вся неповторимость психоанализа состоит в том, что он появился на грани, связывающей медицину, науку и общение. Этим также можно объяснить и его научную революционность, сверхсильный интерес к нему массовой общественности, а также ряд обвинений, упрёков, решений о безнравственности и обмане, которые отовсюду повалились на бедных психоаналитиков. Психоанализ распахнул двери в новую эру человеческого самопознания.

   Тернистая дорога развития психоанализа необычна и своеобразна. Встреченный упрёками и недоверием в академических кругах, он по прошествии определённого времени заполучил популярность, которую по масштабам можно сравнивать только с известностью марксизма, например, и разных мировых религий. Будучи придуман своим изобретателем как метод излечения от неврозов и теория духовного развития, психоанализ скоро стал философией каждого человека и целой культуры, оказался в самом эпицентре общественной и политической жизни. Можно прибавить, что в нацистской Германии рукописи великого Фрейда были уничтожены огнём, а в СССР – спрятаны в специальные хранилища. Уже в XX веке психоанализ стал известен на весь мир.

Доклад Фейзуллы Велиханова

   Ф. Гваттари и Ж. Делёз пересмотрели основные положения как классического психоанализа З. Фрейда, так и структурного психоанализа Ж. Лакана (1901–1981). Их переосмысление психоаналитических идей сопровождалось выдвижением положений, согласно которым принцип удовольствия царит над всем, но не управляет ничем; эдипов треугольник связан не с межличностными отношениями в семье, как полагал З. Фрейд, не с лакановским пониманием реального, воображаемого и символического в структуре субъекта, а с реальными социальными отношениями господства и подчинения в западной культуре; в реальном мире нет семейного треугольника во главе с Эдипом, никто не кастрирован и вместо двух противоположных полов имеет место игра «микрополов в каждом существе». Психоанализ придал особое значение роли фантазии в удовлетворении желаний человека и фактически устранил из желаний их социальное содержание, в то время как в действительности желания человека социальны, а социальное имеет желающую направленность.Одно из основных понятий шизоанализа – «производящие желания машины». Это понятие подчёркивает тесную связь между производством и желанием, общественным производством желаний и машинизации как производства желаний, так и их самих. С точки зрения Ф. Гваттари и Ж. Делеза, производящие желание машины могут быть кодированными (имеющими структурную упорядоченность) и декодированными (лишёнными структурной упорядоченности). Их функционирование может быть территориальным и детерриториальным. История развития западной культуры свидетельствует о том, что соответствующие общества развиваются в направлении всё большего декодирования и всё большей детерриторизации. Пределом того и другого становятся шизофрения, шизоидное поведение людей, оказавшихся под властью того, что можно назвать «машинным бессознательным». В работе «Машинное бессознательное» Ф. Гваттари пересмотрел традиционное психоаналитическое понимание бессознательного. Он высказал мысль, согласно которой бессознательное не локализовано в психике, а присутствует везде – оно проявляется не только в поведении отдельного человека, но и наличествует в атмосфере самого времени, даёт о себе знать в семье, школе, обществе. Это означает, что психоаналитики не имеют привилегированного доступа к, таким образом, понимаемому бессознательному. Работа с бессознательным – это не вопрос интерпретации, что имело место в классическом и структурном психоанализе, а проблема осмысления того, что машинное бессознательное наполнено как образами и словами, так и «всевозможными машинизмами», которые его производят и воспроизводят соответствующие образы и слова. Таким образом, объектом шизоанализа является «не бессознательное специалистов по бессознательному, кристаллизованному в прошлом, а бессознательное, развёрнутое в будущее, основой которого было бы возможное на уровне языка, кожи, социума, космоса». Словом, шизоанализ имеет дело с абстрактными детерриторизованными взаимодействиями или абстрактными машинами, охватывающими и пронизывающими собой все уровни реальности.

   З. Фрейд рассматривал психику в качестве аппарата, заряженного от действий и переживаний личности, и разработал структурную схему психики, в которой выделил три уровня: сознательный, подсознательный и бессознательный. Психика – абстрактное понятие, это не то же самое, что мозги. Все мы учились в школе, и в основном нас учили мыслить «конкретными» понятиями. Нас не учили мыслить абстрактно или метафорично. Поэтому многие из нас сводят всё к случайностям или обобщениям – например, к генам, с набором которых не поспоришь и ничего не поделаешь. Но есть другой метод мышления, психоаналитический, основанный на свободных ассоциациях, который открывает глубокий слой неосознаваемой жизни. Психоанализ использует символы и метафоры. А как ещё можно описать психику человека? Её нельзя ни увидеть, ни потрогать.
   Бессознательное проявляется в сновидениях, оговорках, описках, ошибках памяти, неврозах. Осознание этого в процессе психоаналитической терапии ведёт к устранению болезненных симптомов. С точки зрения психоанализа в психической жизни нет чего-то случайного или незначительного.В прошлом веке мнение о человеке как о существе разумном и сознающем своё поведение было господствующим. Фрейд же не выделял сознанию центральное место в психической жизни человека, сравнивал его с айсбергом, малая часть которого выступает над поверхностью воды. Он считал, что человек находится в состоянии постоянного конфликта, истоки которого лежат в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях. Фрейд первым охарактеризовал психику как место непримиримого сосуществования и непрекращающейся борьбы влечения, рассудка и сознания. В психоаналитической теории ведущая роль отводится сложному взаимодействию между сознательными мотивами и бессознательными влечениями. «Психоанализ стремится к тому, чтобы перевести вытесненный из сознания материал в сознание».Если представить наш разум в виде дома, то сознательное ego стоит на пороге этого дома, а в подсознании, том самом доме, бурлят страсти, инстинктивные стремления, страхи. И нелегко приходится ego, – как удержать это бурление, которое так и норовит проскользнуть сквозь преграду во внешний мир. Разум осознаёт запреты общества и подавляет желания или говорит себе: «Я совсем не этого хочу», или «Я лучше сделаю по-другому». И в итоге все подавленные, невысказанные и несделанные стремления находят себе выход в виде невротического синдрома или серьёзной формы психоза. Таким образом, психоанализ показал, что, помимо сознательного ego, необходимо принимать во внимание ещё очень много факторов, которые ускользают от непосредственного наблюдения.

   Таким образом, мы подходим к структуре личности. Если точнее, то к стадиям развития личности. Для упрощения восприятия мы структурируем стадии и данные философские идеи.

   Первая стадия развития: человек не понимает, что происходит вокруг и как себя проецировать в окружающей мир.

   Вторая стадия развития личности: человек понимает, чего от него хотят, но не понимает, как это показать.

   Третья стадия развития личности: человек понимает, чего от него хотят, и знает, как это показать. (Зона комфорта.)

   Четвёртая стадия развития личности: человек начинает формировать своё отношение к окружающему его миру.

   Пятая стадия развития личности: человек завершает формирование отношения к окружающему миру.

   Первая, вторая и частично третья стадии полностью подчиняются идее психоанализа. Часть третьей стадии и четвёртая относятся к идее шизоанализа.

   Пятый уровень не относится ни к одной из вышеперечисленных идей, потому что его представитель сформировал своё собственное отношение к миру.

Ольга Алиева,

 главный библиотекарь отдела культурных программ;

Фейзулла Велиханов,

врач анестезиолог-реаниматолог

Яндекс.Метрика