Работники сектора краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы библиотечно-информационного молодёжного центра Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова подготовили красочную и познавательную выставку и представили её читателям центра и любителям творчества известного художника Марка Захаровича Шагала (Моисея Хацкелевича).
Белорусский и французский художник Марк Шагал стал очень знаменитым ещё при жизни. Слегка наивные и по-детски искренние картины художника обладают удивительным характером и сполна раскрывают себя только тем, у кого в душе живёт любовь. Он считал любовь именно тем чувством, которое способно уж если не спасти мир, то сделать его намного лучше.
Талант Шагала был многогранен – помимо собственно живописи, он занимался графикой, писал стихи, работал декоратором и сценическим художником. Творчество художника и поэта сегодня изучено достаточно хорошо, но некоторые факты из его жизни остаются неизвестными широкой публике.
Родился будущий живописец 7 июля 1887 г. в местечке Песковатики близ Витебска (Белоруссия) в семье грузчика рыбной лавки, где, кроме Марка, было ещё восемь детей. Он получил традиционное религиозное образование на дому. В конце 1906 г. приехал в Петербург; здесь его наставниками стали Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Н. К. Рерих.
В 1910–1914 гг. жил в Париже; в колонии художников «Улей» сблизился с авангардистами, в частности с поэтом Г. Аполлинером и художником Р. Делоне. В ранних картинах Шагала доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время вечные мотивы («Суббота», 1910 г.).
Марк Шагал полюбил Париж навсегда. Художник называл его вторым Витебском. Французская столица была центром мировой живописи, и там Марк неожиданно для себя приобрёл известность. Именно Париж Марк Захарович считал источником своего вдохновения. И здесь его практически объявили одним из основоположников такого жанра живописи, как сюрреализм. Со временем на первый план выходит тема страстной любви («Над городом», 1914–1918 гг.; «Ворота еврейского кладбища», 1917 г.). Резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты полотен, созданных Шагалом («Я и деревня», 1911 г.; «Автопортрет с семью пальцами», 1911–1912 гг.), оказали большое влияние на развитие сюрреализма.
В Москве художник сделал ряд больших настенных панно для Еврейского камерного театра (1920–1922 гг.).
С 1923 г. Шагал обосновался в Париже; в том же году в Берлине вышла книга его мемуаров «Моя жизнь». В 1933 г. пришедшие в Германии к власти нацисты публично сжигали картины художника.
В 1935 г. Шагал посетил Варшаву и Вильно (ныне Вильнюс). Результатом поездки явился цикл «Распятие» как отклик на фашистский террор. В 1941 году по приглашению руководства Музея современного искусства в Нью-Йорке Шагал переезжает в США.
Умер Марк Шагал во Франции 28 марта 1985 года. Однажды цыганка предсказала ему, что он умрёт в полёте. Предсказание сбылось – Марк скончался во время движения лифта на второй этаж дома, где он жил.
Интересные факты из жизни художника
Как известно, помимо живописи Марка Шагала очень увлекали монументальные виды искусства – мозаика, скульптура, витражи. Последними украшены храмы и церкви практически всех наиболее популярных конфессий в мире. Таким достижением не может похвастать больше ни один художник.
Марк Шагал занимался оформлением огромного плафона Гранд-Опера в Париже. Попросил его об этой услуге лично Шарль де Голль – действующий на тот момент президент Франции.
Шагал хоть и был очень воспитанным и верующим человеком, всё-таки считается одним из сподвижников сексуальной революции в искусстве.
Когда у художника было плохое самочувствие и угнетённое настроение, он непременно рисовал цветы и сюжеты из библейских историй. Коммерческий успех, как правило, имели только цветы. Этот факт ещё больше расстраивал Шагала.
Список литературы:
Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы