Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова для любителей изобразительного искусства организована выставка «Живопись как поэзия», посвящённая 130-летию со дня рождения русского художника-авангардиста Марка Захаровича Шагала.
Личность Марка Шагала, одного из самых ярких и выдающихся художников-авангардистов XX века, до сих пор вызывает много споров – его любят и ругают, восхищаются и не понимают. И это неспроста, ведь его работы гротескны, символичны и неординарны. Он прожил насыщенную творческую жизнь: он был и живописцем, и графиком, и иллюстратором, и поэтом, и мастером декоративно-прикладных форм искусства – и кем он только не был! Но, возможно, его главным искусством было искусство видеть мир иным, чем другие люди. И сегодня каждый, взглянув на его картины, может увидеть удивительный сказочный мир Марка Шагала.
«Как давно, мой город любимый, я не видел тебя, не слыхал, не беседовал с облаками твоими, не опирался о заборы твои. Подобно грустному вечному страннику, дыханье твоё я переносил с одного полотна на другое, все эти годы я обращался к тебе, ты мерещился мне как во сне», – писал в 1944 году уже всемирно известный художник. Изображение родного и удивительно дорогого его сердцу провинциального белорусского города Витебска, жизнь в котором казалась ему бесконечно далёкой от серых будней, стало одной из тем творчества Шагала, не оставлявшей мастера до конца дней.
Шагал родился в семье грузчика рыбной лавки на окраине Витебска, в местечке под названием Песковатики, населённом в основном еврейской беднотой. Образование Шагала началось с изучения Библии, потом он поступил в Витебское городское четырёхклассное училище. После его окончания молодому человеку пришлось некоторое время поработать ретушёром. Зимой 1906–1907 гг. Шагал отправился учиться в Петербург. Некоторое время он посещал различные художественные школы; его педагогами были Н. К. Рерих, Л. С. Бакст и М. В. Добужинский. Уже в ранних произведениях Шагала появляется характерный приём его зрелого творчества – предметы сдвигаются с привычных мест, и на полотне создаётся совершенно особая загадочная атмосфера («Смерть», «Жёлтая комната»).
«Жёлтая комната»
Тогда молодой художник ориентировался в основном на творчество французских постимпрессионистов, которое было ему знакомо по репродукциям. Он всей душой стремился в столицу нового искусства – Париж.
В 1910 г. Шагал впервые попал в Париж. Он пережил, по собственному выражению, «революцию видения», познакомившись с традициями французской живописной культуры. Здесь окончательно сложилась своеобразная манера живописца, построенная на выразительных преувеличениях, приёмах французского кубизма и народного лубка. В Париже он вспоминал родной Витебск, посвящая ему свои произведения: «Я и деревня», «Скрипач» и др. В 1914 г. в берлинской галерее «Штурм» прошла первая персональная выставка Шагала; после неё он довольно быстро стал признанным авторитетом, его произведения начали коллекционировать.
«Я и деревня» «Скрипач»
Любовь, по мнению Шагала, преодолевает разобщённость мира и несёт в себе творческое начало, обладая, как и искусство, способностью возносить над повседневностью. Эта идея воплощена живописцем в картине «Над городом».
«Над городом»
После отъезда из страны Шагал очень много работал. Особенно интересными и плодотворными были для него 60–70-е гг. Вначале 60-х гг. художник получил заказ на создание плафона парижского оперного театра «Гранд-Опера». В то время большое место в творчестве живописца занимали библейские образы. Он создал множество витражей и панно для знаменитых средневековых соборов Франции и Германии. Его произведения вызвали много споров, так как Шагал дополнил старинные композиции своими работами. Однако при этом ему удалось в полной мере сохранить неповторимость художественного видения мастеров готики. Один из лучших витражей Шагала – композиция «Сон Иакова», сделанная для кафедрального собора в городе Мец (Северная Франция). В 1977 г. он был удостоен высшей награды Франции – ордена Почётного легиона.
В картинах художника этого периода появились новые черты. Они прекрасно видны в работе «Святое Семейство» (1976 г.). По сравнению с ранними произведениями колорит последних полотен тоньше и нежнее, в нём появилось множество нюансов; ещё точнее стал рисунок. Но Святая земля – это по-прежнему Витебск с его «танцующими» домиками, маленькими смешными героями и неизменным осликом, в чьих грустных, как у человека, глазах сочетаются щемящая боль и согревающий душу свет.
Умер Шагал, не дожив двух лет до своего столетия. До конца дней художник мечтал об идеальном мире, полном света и дающем ощущение свободного полёта, – о мире, который так блистательно воплотил в живописи.
Литература, представленная на выставке:
1. Большая Российская энциклопедия [текст]: в 35-ти томах / [научно-редакционный совет – Ю. С. Осипов (председатель) и др.; ответственный редактор С. Л. Кравец]. – М.: Большая Российская энциклопедия. – 29 см. – 35000 экз.
2. Коновалова, Э. Г. Словарь русских художников [текст]: новый полный библиографический / Э.Г. Коновалова. – М.: ЭКСМО, 2008. – 576 с.
3. Русские художники от А до Я [текст] / сост. Н. А. Борисовская. – М.: Слово, 1996. – 215 с.: цв. ил.
4. Шагал, Марк. Моя жизнь [текст] / М. Шагал. – СПб: Азбука, 2000. – 416 с.: ил.
5. Шагал Марк [альбом] / ред. С. А. Ашуров. – М.: Изобразительное искусство, 1992. – 35 с.: ил.
6. Шедевры русской живописи в музеях СССР [текст] / авт., сост. Т.В. Ильина. – Л.: Аврора, 1989. – 295 с.: цв. ил.
7. Элгер, Дитмар. Абстрактное искусство [текст] / Д. Элгер. – М.: TASCHEN / АРТ-РОДНИК, 2009. – 96 с.: цв. ил.
8. Энциклопедия русской живописи [текст]. – М.: Олма-Пресс, 2000. – 351 с.: цв. ил.
Отдел литературы по искусству