Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова для любителей изобразительного искусства организована выставка «Король живописи и живописец королей», посвящённая 440-летию со дня рождения фламандского художника Питера Пауля Рубенса.
Главой фламандской школы живописи, одним из величайших мастеров кисти прошлого был Питер Пауль Рубенс (1577–1640). В его творчестве ярко выражены и мощный реализм, и национальный своеобразный вариант стиля барокко. Всесторонне одарённый, блестяще образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного творческого размаха, искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента. Прирождённый живописец-монументалист, оформитель театральных зрелищ, график, архитектор-декоратор, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, учёный-гуманист, Рубенс пользовался почётом и славой при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона.
Рубенс родился в городе Зигене (Германия), куда, спасаясь от преследований инквизиции, эмигрировал его отец. Образование получил в латинской школе Антверпена, живописи обучался у романиста Отто ван Веениуса и Ван Ноорта, приверженца национальной традиции. Поездка в Италию, где он изучал творчество Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе, Корреджо, Караваджо, а также памятники античности, способствовала быстрому творческому росту.
По возвращении в 1608 году в Антверпен Рубенс стал придворным художником испанской наместницы Нидерландов. Его слава быстро росла. Многочисленные заказы побудили Рубенса организовать живописную мастерскую, в ней работали лучшие художники страны. Своими графическими работами Рубенс формировал национальную школу гравёров.
Ранние произведения Рубенса хранят отпечаток влияния венецианцев и Караваджо. В это же время проявилось свойственное ему чувство динамики, изменчивости жизни. Рубенс писал огромные полотна, которых не знали нидерландцы в XVI веке. Особое внимание уделял созданию алтарных композиций для католических храмов. В них перед зрителями разыгрывались сцены страданий и мученической смерти, вместе с тем и нравственной победы гибнущего героя, как бы напоминавшие о недавно минувших драматических событиях нидерландской революции. Так решена композиция «Воздвижение креста», где поднятый ввысь крест с могучей фигурой озарённого узким снопом света Христа господствует над группой отчаявшихся, скорбящих близких и враждебных им палачей, а также богохульных стражников.
«Воздвижение креста»
Рубенс часто обращался к темам борьбы человека с природой, к сценам охоты: «Охота на кабана», «Охота на львов».
«Охота на львов»
Ярость схватки, физическое и духовное напряжение доведены до предельного накала. Трепет жизни передан художником во всех явлениях материального мира, его природных формах.
В 1620-е годы Рубенс много работал как портретист. Он продолжил гуманистическую традицию портрета Высокого Возрождения, но проявил более непосредственное, личное отношение к людям, значительно больше раскрывал чувственную полноту жизни и обаяние модели. «Портрет молодой женщины» чарует трепетом жизни, лиризмом юного образа.
«Портрет молодой женщины» «Автопортрет»
Ощущением вечной борьбы стихий, чувством неразрывной связи бытия человека и природы, подлинно эпическим размахом отмечены пейзажи Рубенса. Он запечатлевает цветущие долины Фландрии, мощные деревья, селения, бурно веселящихся или занятых повседневным упорным трудом жителей своей страны: «Возчики камней», «Крестьяне, возвращающиеся с полей», «Лесной пейзаж с пастухом» и др.
«Лесной пейзаж с пастухом»
Рубенс… Чародей, раскрывший людям волшебный мир красок, радости бытия. Художник, поражающий в своих полотнах открытостью светлого восприятия жизни. Он покоряет нас могуществом человеческой плоти, которая безраздельно царит в его картинах. Мы словно ощущаем, как жаркая кровь кипит в могучих жилах его героев, бьётся в сердцах его белокурых богинь. Рубенс, как никто, владел карнацией – искусством писать живое тело. Пять-шесть красок звучат у Рубенса так, что перед нами предстаёт вся симфония, вся радуга нашей земной жизни. Поистине Питер Пауль Рубенс шагнул через века!
Ушёл из жизни Питер Рубенс 30 мая 1640 г. в Антверпене.
Список литературы:
1. Буркхарт, Якоб. Рубенс [текст] / Якоб Буркхарт. – СПб: Академический проект, 2000. – 240 с.: ил.
2. Варшавская, Мария Яковлевна. Картины Рубенса в Эрмитаже [текст] / М. Я. Варшавская. – Л.: Аврора, 1975. – 319 с.: цв. ил.
3. Гершензон, Н. Рубенс [текст] / Н. Гершензон. – М.; Л.: Искусство, 1938. – 46 с.; 17 см (Великие мастера искусства).
4. Кирдина, Наталья Вениаминовна. Петер Пауль Рубенс [текст]: Государственный Эрмитаж / Н. В. Кирдина. – М.: Изобразительное искусство, 1978. – 63 с.: цв. ил.
5. Кузнецов, Юрий Иванович. Рисунки Рубенса [альбом] / Ю. И. Кузнецов. – М.: Искусство, 1974. – 184 с.: ил.
6. Лебедянский, Михаил Сергеевич. Портреты Рубенса [текст] / М. С. Лебедянский. – М.: Изобразительное искусство, 1991. – 191 с.: цв. ил.
7. Питер Пауль Рубенс [изоматериал] / авт. предисл. М. Ю. Герман. – Ленинград: Аврора, 1975. – 26 с.: цв. ил.
8. Рисунки Рубенса [текст]: каталоги собраний Эрмитажа / сост. М. В. Доброклонский. – М.; Л.: Академия наук СССР, 1974. – 30 с.: ил.
9. Фламандская живопись [изоматериал]. – М.; Л.: Искусство, 1938. – 65 с.: цв. ил.; 33 см (Художественные сокровища СССР: государственный Эрмитаж).
Отдел литературы по искусству