В универсальном читальном зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлен Календарь знаменательных дат на июнь 2017 года.
День медицинского работника
Третье воскресенье июня является такой датой, о которой помнят если не все, то очень многие. В этот день страна отмечает День медицинского работника. Нет такого человека, который не сталкивался бы в своей жизни с медициной. Ведь каждый хочет прожить долгую активную жизнь, а для этого надо предупреждать появление болезни или лечить, если она уже появилась. Медицинским работникам люди доверяют самое дорогое, что у них есть,– это здоровье своё и своих близких, а это требует от врачей современных знаний, высокой самоотдачи и лучших человеческих качеств. День медицинского работника – праздник не только врачей, но и фельдшеров, медсестёр, младшего персонала, ведь никакой современный прибор не заменит чуткого и внимательного отношения к больному. Специфика этого праздника такова, что многие из медиков будут отмечать его на рабочем месте, леча пациентов. Учреждён День медицинского работника Указом Верховного Совета СССР 1980 года «О праздничных и памятных днях».
Какого бы числа в России ни праздновался День медицинского работника, он всегда сопровождается присвоениями двух званий: «Заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации» и «Заслуженный врач Российской Федерации». Такие награды практикуются и в других странах.
Празднование Дня медицинского работника сопровождается различными тематическими мероприятиями, и все желающие могут поздравить и сказать слова благодарности работникам медицины. В этот день медицинские работники собираются, чтобы вспомнить о своих заслугах и достижениях, поделиться опытом и просто провести время в компании коллег. Их труд очень тяжёлый и требует настоящих профессиональных навыков, гуманизма, а также огромной ответственности, ведь кто, как не они, знают, чего стоит человеческая жизнь.
Список представленной литературы:
1. Соколова Н.Г. Физиотерапия: учебник / Н.Г. Соколова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 350 с.
2. Кулешова Л. И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии / Л.И. Кулешова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 733 с.
3. Айламазян Э.К. Гинекология: учебник для медицинских вузов / Э.К. Айламазян. – СПб: СпецЛит, 2013. – 2-е изд., испр. и доп. – 415 с.
4. Сергеева К.М. Педиатрия/ К.М. Сергеева. Учебник. – СПб: Питер, 2007. – 544 с.
5. Жулев Е.Н. Ортопедическая стоматология / Н.Е. Жулев. Учебник. – М.: ООО «Издательство “Медицинское информационное агентство”», 2012. – 824 с.
24 июня – 195 лет со дня начала Отечественной войны 1812 года.
События 1812 года всё так же живы в народной памяти, хотя прошло уже более 195 лет с того момента, когда незваный гость Наполеон поспешно бежал из России, теряя остатки своего когда-то считавшегося непобедимым войска.
Предпосылки к началу военных действий следует искать в 1807 г., ознаменовавшемся заключением мирных договоров между Францией и Россией с одной стороны, Францией и Пруссией – с другой. Результатом стало вынужденное присоединение Российской империи к блокаде британской торговли. Это в значительной мере подорвало российскую экономику, и Александр I решился на нарушение условий договора: он позволил «нейтральным» судам проходить в русские порты. Наполеон, который давно ожидал подходящего предлога, чтобы развязать войну с Россией, казавшейся ему весьма лакомым куском, вторгся в пределы Александровых владений. Произошло это 12 июня. Планы Бонапарта были следующие: он собирался сразу навязать русским крупное сражение, которое они проиграли бы, после чего оставалось только занять Москву – и можно было бы праздновать победу. Однако это ему не удалось. С 8 августа главнокомандующим русскими войсками стал Михаил Илларионович Кутузов – опытный полководец, отличившийся ещё в период русско-турецких кампаний, где он действовал под началом Суворова. После грандиозного сражения под Бородино, в ходе которого оба противника понесли огромные потери, Кутузовым было принято твёрдое решение: необходимо оставить Москву.
После сражения под Малоярославцем русская армия перешла в решительное наступление и стала теснить французов к выходу за пределы России. Остатки некогда грандиозного Наполеоновского войска в декабре 1812 г., подгоняемые не только русскими солдатами, но и голодом, сильными морозами, покинули территорию Российской империи. Наше войско преследовало французов и далее, постепенно освобождая страны Европы. После победы в войне 1812 г. авторитет России значительно возрос, она надолго приобрела большое влияние на международной политической арене.
Список представленной литературы:
1. Тарле Е. В. Отечественная война 1812 года. Избранные произведения / Е.В. Тарле. – М.: Пресса, 1994. – 544 с.
2. Народное ополчение в отечественной войне 1812 года. Сборник документов. Под ред. доктора исторических наук Л.Г. Бескровного. – М.: Издательство Академии наук СССР,1962. –526 с.
3. Жилин П.А. Отечественная война 1812 года / П.А. Жилин. – М.: Наука, 1988.–485 с.
27 июня – День молодёжи России.
Праздник официально отмечается 27 июня в соответствии с распоряжением первого Президента РФ Б.Н. Ельцина № 459-РП от 24 июня 1993 года «О праздновании Дня молодёжи». А с инициативой празднования выступили Комитет РФ по делам молодёжи и Национальный совет молодёжных объединений. Юность и молодость – это не только прекрасные периоды в жизни каждого человека, но ещё и особое состояние души. Это время дерзаний, поисков, открытий и реализации самых смелых надежд. Именно они, сегодняшние школьники, студенты, молодые рабочие, учёные, предприниматели, скоро будут определять пути развития России.
В России очень многое делается для того, чтобы молодёжь имела прекрасные перспективы. Забота о молодом поколении является важной частью социальной политики. Разработана и осуществляется молодёжная политика. Государство поддерживает молодые семьи. Расширяются возможности для получения среднего, высшего, специального образования. Широкое развитие получили юношеские и молодёжные клубы и центры. Большое внимание уделяется снижению молодёжной безработицы.
Свой праздник молодые граждане отмечают от всей души, веселятся и организуют всевозможные развлекательные, спортивные, культурные и образовательные мероприятия. Органам исполнительной власти российских регионов рекомендовано инициировать и помогать в организации и проведении всевозможных мероприятий и акций, посвящённых празднику, а средствам массовой информации – всё это широко освещать. День молодёжи отмечается и в других странах, каждая из которых установила свою дату празднования. Есть и Международный день молодёжи, который установлен резолюцией ООН от 1999 года на 12 августа.
Список представленной литературы:
1. О` Брайен Д. Как развить суперпамять / Д. О`Брайен. – Харьков: Книжный Клуб «Клуб семейного досуга»; Белгорад: ООО «Книжный клуб “Клуб семейного досуга”», 2014. – 240 с.
2. Белопольская Н.Л., Иванова С.Р., Свистунова Е.В., Шафирова Е.М. Самосознание проблемных подростков. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 2007. – 332 с.
3. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов / Н.А. Бакшаева. А.А. Вербицкий. Учебное пособие. –М.: Логос, 2006. – 184 с.
4. Луков, Вал. А. Теории молодёжи: междисциплинарный анализ: науч. монография / Вал. А. Луков. – М.: «Канон» РООИ «Реабилитация», 2012. – 528 с.
28 июня – 305 лет со дня рождения Жан-Жака Руссо (1712–1778), французского писателя и философа эпохи Просвещения.
Французско-швейцарский философ Жан-Жак Руссо (1712–1778 гг.) родился в Женеве. В 1723–1724 гг. обучался в протестантском пансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы. По возвращении в Женеву некоторое время готовился стать судебным канцеляристом, а с 1725 г. учился ремеслу гравёра. В юности был лакеем, гравёром, гувернёром, учителем музыки, писцом, секретарём, театральным писателем, композитором.
В 1728 г. из-за тирании хозяина Руссо покинул Женеву. До 1741 г. жил в Швейцарии, затем уехал в Париж. Сотрудничал в энциклопедии – был автором статей в разделе «Музыка». В 1743–1744 гг. – секретарь французского посольства в Венеции. В 1762 г., опасаясь ареста в связи с выходом в свет политического трактата «Об общественном договоре» и романа «Эмиль, или О воспитании», отвергавшего церковность и культовые формы, покинул Францию.
В Париж Руссо вернулся в 1770 г. Одним из средств к существованию в это время была переписка нот.
Руссо являлся наиболее влиятельным представителем французского сентиментализма, последнего и наиболее революционного этапа Просвещения. В теории гражданского общества выдвинул принцип суверенитета народа, пытался реформировать воспитание, основывая его исключительно на развитии чувства и выступая с критикой сословно-феодальной системы воспитания, подавлявшей личность ребёнка. Особое значение придавал трудовому воспитанию. Сохранив веру в Бога, апеллировал не к разуму, а к религиозному чувству, живущему в сердце внутреннему голосу совести.
Был противником извращённой цивилизации, сторонником возвращения к природе, простоте и верховенству народа.
Среди произведений – статьи, трактаты, стихи, поэмы, комедии, романы, либретто и музыка для опер: «Нарцисс», «Военнопленные», «Рассуждения о науках и искусствах», «Деревенский колдун», «Рассуждение о начале и основании неравенства между людьми», «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспитании», «Об общественном договоре», «Исповедь», «Пигмалион», «Диалоги: Руссо судит Жан-Жака», «Прогулки одинокого мечтателя».
Список представленной литературы:
1. Руссо Ж.-Ж. Сочинения / Ж.-Ж. Руссо.Пер. с фр. Н.И. Кареев и др.; сост. и ред. Т.Г. Тетенькина. – Калининград: Янтар. Сказ, 2001. – 416 с.
2. Руссо Ж.-Ж. Избранное. Главы и отрывки из сочинений / Ж.Ж. Руссо. Пер. с франц. Сост. предисл. и примеч. И. Верцмана. Оформл. Л. Зусмана. – М.: Дет. лит., 1976. – 190 с.
Универсальный читальный зал