Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Многогранный талант», посвящённая 135-летию со дня рождения русского композитора Игоря Фёдоровича Стравинского.
Игорь Стравинский – легендарная фигура в музыке XX века. За долгую жизнь этому композитору удалось использовать все достижения современной авангардной музыки.
Русская народная песня, богатство её ритмико-мелодической структуры были для Стравинского источником создания собственной мелодики фольклорного типа. Стравинский никогда не был просто эпигоном каких-либо стилей. Напротив, любая стилистическая модель преображалась им в исключительно индивидуальное творение. Стравинский утверждал, что его музыка словно развивается сама по себе, но всё же и в ней содержатся идеи, доступные всеобщему восприятию.
Игорь Стравинский родился 17 июня 1882 года в Ораниенбауме близ Петербурга. С артистической средой он был знаком с ранних лет: его отец – прославленный певец Мариинского театра, где помимо сослуживцев бывали и Стасов, и Мусоргский, и Достоевский. Фантасмагорию театра, приволье и произвол его закулисной жизни Стравинский впитал в себя с детства. Тем не менее, музыкантом становиться не собирался и в 1900 г. поступил в Петербургский университет на юридический факультет.
В студенческие годы Стравинский познакомился с Н. А. Римским-Корсаковым и с 1903 г. стал брать у него уроки. Эти занятия продолжались до смерти учителя в 1908 году.
Уже в 1910 г. Стравинский написал свой первый балет «Жар-птица», поставленный в Париже по инициативе С. П. Дягилева в рамках Русских сезонов за границей (проходивших в период с 1907 по 1913 г. в Париже гастролей русских актёров и музыкантов). Следующий балет Стравинского – «Петрушка» (1911 г.) – тоже стал событием Русских сезонов и принёс композитору мировую известность. Третий, написанный в 1913 г., балет – «Весну священную» – публика сначала не приняла из-за слишком новаторской постановки хореографа М. М. Фокина, отказавшегося от классического балетного танца.
В 1914 г. Стравинский обратился к жанру оперы и создал «Соловья» по сказке Г. X. Андерсена. В том же году он покинул Россию; жил сначала в Швейцарии, а с 1920 г. – во Франции. Там родились его оперы «Мавра» (1922 г.) на сюжет «Домика в Коломне» А. С. Пушкина и «Царь Эдип» (1927 г.) на сюжет трагедии Софокла. Эти произведения стали вершиной в творчестве Стравинского.
Перед самым началом Первой мировой войны Игорь Фёдорович уезжает из Российской Империи. До 1939 года проживает во Франции, после переезжает в США. Иммиграция сильно отразилась на его творчестве. Из музыки композитора исчезает русский колорит. Он обратился к традициям джазовой музыки. В 1945 г. был создан «Чёрный концерт для кларнета и джаз-банда». В раннем зарубежном творчестве Стравинского специалисты отмечают, что композитор ещё творит в стиле русского фольклора: «История солдата», «Свадебка». В дальнейшем творчество композитора уходит в сторону религиозной темы и классицизма. «Аполлон Мусагет», «Симфония псалмов», «Поцелуй феи», «Пульчинелла» – эти произведения уже сильно отличаются от произведений, написанных им в начале своей биографии.
Он посетил СССР с гастролями в 1962 году, был с концертами в Москве и Ленинграде.
Будучи в пожилом возрасте, композитор уделял сочинению музыки всё своё время. Творческое наследие Стравинского очень велико: 4 оперы, 12 балетов, кантаты, симфонии, концерты, хоры и др. Он считается одним из самых значительных новаторов в музыке XX в.
Он скончался 6 апреля 1971 года – за два месяца до своего 89-летия.
Список литературы:
1. Асафьев, Борис Владимирович. Книга о Стравинском [текст] / Б. В. Асафьев. – 2-е изд., испр. и доп. – Л.: Музыка, 1977. – 277 с. : муз. пр.
2. Беляев, Виктор Михайлович.
Мусоргский, Скрябин, Стравинский [текст]: сборник статей / В. М. Беляев. – М.: Музыка, 1972. – 124 с.: муз. пр.
3. Вершинина, Ирина Яковлевна. Ранние балеты Стравинского [текст] / И. Я. Вершинина. – М.: Наука, 1967. – 220 с.: муз. пр.
4. Друскин, Михаил Семёнович. Игорь Стравинский. Личность. Творчество. Взгляды [текст] / М. С. Друскин. – М.: Советский композитор, 1982. – 208 с.
5. Задерацкий, Всеволод Всеволодович. Полифоническое мышление И. Стравинского [текст] / В. В. Задерацкий. – М.: Музгиз, 1980. – 287 с.: муз. пр.
6. Ковшарь, Инга Фёдоровна. Стравинский И.Ф. Раннее творчество [текст] / И. Ф. Ковшарь; ред., авт. В. М. Богданов-Березовский. – Баку: ЭЛМ, 1969. – 110 с.: муз. пр.
7. Музыкальное исполнительство [текст]: сб. статей. – М.: Музыка, 1970–1983. – Вып. 10 / ред., сост. В. Ю. Григорьев, В. А. Натансон. – 1979. – 239 с.: муз. пр.
8. Стравинский И.Ф. Публицист и собеседник [текст] / сост., авт. послесл. В. Варунц. – М.: Советский композитор, 1988. – 504 с.
9. Ярустовский, Борис Михайлович. Игорь Стравинский [текст] / Б. М. Ярустовский. – 2-е изд., испр. и доп. – Л.: Музыка, 1982. – 260 с.: муз. пр., фот.
Отдел литературы по искусству