Встреча литературного клуба «Верба» состоялась 20 мая 2017 года в читальном зале отдела литературы по искусству и была в основном посвящена сказкам. Сначала, как обычно, участники клуба читали по кругу свои произведения и произведения любимых авторов. Прозвучали стихи Михаила Лермонтова, Саши Чёрного, Вадима Шефнера.
Вторым вопросом было обсуждение сказки Александра Карапаца «Королевская велогонка»: karalek.livejournal.com/21665.html. Обсуждение вызвало оживлённую дискуссию о персонажах, их поведении и о том, что должно произойти с ними дальше. Несколько человек посоветовали автору написать продолжение. Были высказаны и отдельные замечания. Один из участников отметил суховатый стиль изложения, другой посчитал не совсем правильным резкий переход от вступления к действию, третьему показалось, что автор предвзято относится к спортсменам. Но в целом было отмечено, что сказка удалась. Некоторые участники нашли в ней даже такие идеи, о которых не думал сам автор. Говорили и о сложившемся стиле автора, который написал уже более двух десятков сказок.
Интересным получится и разговор об Александре Грине, произведения которого по сути своей тоже являются сказками. Беседа началась со сказки-феерии «Алые паруса». О том, нужно ли современным девушкам брать пример с Ассоль и ждать своих принцев под алыми парусами, были высказаны разные мнения. Большинство присутствующих считало, что сейчас уже ждать не стоит. Но отдельные участники с этим не согласились. «Ждать всегда нужно!» – было их мнение.
О романе «Бегущая по волнам» тоже говорили немало. Этот роман, безусловно, у Грина самый «мечтательный». Воплощением мечты является девушка Фрэзи Грант, которая однажды поверила в то, что сможет пробежать по волнам как по суше. Поверив, она сумела осуществить своё желание, а сама превратилась после этого в символ мечты. О Фрэзи сложены легенды. Говорят, что она появляется, когда люди терпят бедствие в море, и помогает им. В Гель-Гью ей поставили памятник и проводят праздники в её честь. Но не каждый может увидеть Фрэзи, а только тот, кто сам мечтает и верит в свою мечту. А чтобы увидеть свою мечту, чтобы действительно поверить в неё, нужно суметь отойти от общепринятых стереотипов, отстраниться от давящего общественного мнения – и тогда ты сможешь выполнить всё, что захочешь.
Но больше всего внимания было посвящено роману «Блистающий мир».
Главный герой романа – Друд – может летать. Друд хочет помочь людям – передать им свои умения. Для этого он пытается сначала показать им свой дар. Но его первая попытка – выступление в цирке – заканчивается неудачей. Увидев, что он действительно взлетел, публика пришла в ужас. За Друдом устроили охоту, пытаясь поймать его и убить. Одни хотели заставить его служить себе и получить с его помощью власть над миром, другие – просто уничтожить, чтобы он не изменил жизнь людей.
Участники встречи отметили, что часто необычное вызывает у людей отторжение, неприятие, и Грин на примере своего героя это прекрасно показал.
«Он бродит по мастерским молодых пьяниц, внушая им или обольщая их пейзажами неведомых нам планет, насвистывает поэтам оратории и симфонии, тогда как жизнь вопит о неудобоваримейшей простоте; поддакивает изобретателям, тревожит сны и вмешивается в судьбу. Неподвижную, раз навсегда данную, как отчётливая картина, жизнь волнует он, и меняет, и в блестящую даль, смеясь, движет её. Но мало этого. Есть жизни, обречённые суровым законом бедности и страданию безысходным; холодный лёд крепкой коркой лежит на их неслышном течении; и он взламывает этот лёд, давая проникать солнцу во тьму глубокой воды. Он определяет и разрешает случаи, по его воле начинающие сверкать сказкой», – писал Грин о Друде.
Ещё в разговоре был приведён эпизод романа, когда Друд гостит на маяке у своего друга Стеббса, который пишет стихи, воображая себя гениальным поэтом. Друд безжалостно критикует стихи Стеббса, но тот не верит ему, полагая, что Друд, никогда не писавший стихов, просто не разбирается в поэзии. Стеббс любит Друда и не хочет с ним расставаться. «Ну, хотите, я сожгу все свои стихи, если Вы останетесь только на один день?» – говорит он. И Друд, наконец, понимает Стеббса. «Нет, я был не прав, – говорит он в ответ. – Играй! Стихи – это твои игрушки. Все люди должны играть».
Действительно, не всем быть великими поэтами и писателями. Для многих, как это отметили участники встречи, написание литературных произведений является своего рода игрой, игрушками. И это прекрасно, что такие игрушки у людей есть!
Было приведено много интересных фактов о жизни Грина, вспомнили и о других его произведениях. Некоторые слушатели впервые узнали о том, что Александр Грин писал также стихи и писал неплохо.
Вот одно из стихотворений Грина «Первый снег»:
Над узким каменным двором
Царит немая тишь.
На высоте, перед окном,
Белеют скаты крыш.
Недолгий гость осенней мглы
Покрыл их, первый снег,
Гнездя на острые углы
Пушистый свой ночлег.
***
Он мчится в воздухе ночном
Как шаловливый дух,
Сверкает, вьётся за окном
Его капризный пух.
И скользкий камень мостовой,
И оголённый сад
Он схоронил бесшумно в свой
Серебряный наряд.
***
Пусть завтра он исчезнет, пусть
Растает он чуть свет;
Мне сохранит немая грусть
Его мгновенный след;
Волненья девственных надежд
Я провожу, смеясь,
Как белизну его одежд,
Затоптанную в грязь.
Следующая встреча литературного клуба «Верба» намечена на 3 июня. О тематике будет сообщено дополнительно.
Александр Карапац, участник «Вербы», кандидат физико-математических наук, поэт, прозаик