В читальном зале библиотечно-информационного молодёжного центра Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова сектором универсальной литературы представлена для читателей книжная выставка, посвящённая Дню славянской письменности.
В конце девятого века новой эры у славян наконец-то появилась своя азбука. Михаил III, император Византии, отдал приказ по созданию упорядоченной письменности для старославянского языка. Взялись за это дело братья Кирилл и Мефодий. Поэтому азбуку стали называть кириллицей. И в честь такого важного события для всех славянских государств был предложен этот особый праздник.
Письменность, появившаяся более тысячи лет назад, несомненно, стала двигателем таких областей искусства, как литература, театр, музыка и некоторые другие. Кроме того, она позволила людям, находящимся далеко друг от друга, передавать информацию. И человек с появлением письменности получил возможность записывать необходимую информацию, а значит – получать и осваивать новые знания. Так стремительно начала развиваться культура! А письменные источники – это же колоссальное подспорье для историков, для этнографов. Вообще, в современной жизни очень трудно представить, как жили люди раньше, когда у них не было письма.
Каждый год 24 мая празднуют День славянской письменности и культуры в Российской Федерации. В других государствах, население которых является выходцами из славянской общности, тоже есть аналогичные праздники. Просто они имеют разные названия, а также даты проведения (хотя в Болгарии, как и в России, это 24 мая). Изначально он был придуман в Болгарии в девятнадцатом веке, а потом укоренился и в России, Украине, Белоруссии, Молдавии. В любом случае, независимо от страны, праздник посвящён великому делу святых братьев, благодаря которым у славян появилась своя азбука.
Литература, представленная на выставке:
1. Афанасьев А. Н. Славянская мифология / А. Афанасьев. – М.: Эксмо; СПб: Мидгард, 2008. – 1520 с. (Гиганты мысли).
2. Базанов В. Г. От фольклора к народной книге: монография / В. Г. Базанов. – Л.: Художественная литература, 1984. – 344 с.
3. Библиотека литературы Древней Руси. Т.1. XI–XII. века. – СПб: Наука, 1997. – 543 с.
4. Гой еси вы, добры молодцы: русское народно-поэтическое творчество / П. С. Выходцев. – М.: Молодая гвардия, 1979. – 399 с.: ил.
Сборник произведений русского народного творчества.
5. Горшков А.Н. Старославянский язык / А. И. Горшков. – М.: Высшая школа, 1974. – 324 с.: ил.
6. Древнерусская притча / Н. И. Прокофьев, Л. И. Алёхина. – М.: Советская Россия, 1991. – 528 с.: ил. (Сокровища древнерусской литературы).
7. Лаврентьевская летопись: полное собрание русских летописей. Т. 1. – М.: Языки русской культуры, 1997. – 496 с.
8. Мирзоев В.Г. Былины и летописи – памятники русской исторической мысли / В. Г. Мирзоев. – М.: Мысль, 1978. – 254 с.
9. Можейко Н. С., Игнатенко А. П. Древнерусский язык / Н. С. Можейко, А. П. Игнатенко. – Минск: Вышэйшая школа, 1978. – 252 с.: ил.
10. Повесть временных лет / Д. С. Лихачёв. – Петрозаводск: Карелия, 1991. – 191 с.: ил.
11. Русская народная словесность / Н. Н. Костанян. – М.: Просвещение, 1994. – 256 с.
12. Русский фольклор: песни, сказки, былины... – М.: Художественная литература, 1986. – 376 с.
13. Самвелян Н. Г. Московии таинственный посол. Повесть / Н. Г. Самвелян, Л. Дурасов. – М.: Детская литература, 1976. – 224 с.: ил.
14. Сказки Заонежья. – Петрозаводск: Карелия, 1986. – 294 с.
15. Слово о полку Игореве и другие повести Древней Руси: сборник. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 304 с.: ил.
Сектор универсальной литературы