НЕДОКОНЧЕННАЯ КАРТИНА
Чья мысль восторгом угадала,
Постигла тайну красоты?
Чья кисть, о небо, означала.
Сии небесные черты?
Ты, гений!.. Но любви страданья
Его сразили. Взор немой.
Вперил он на свое созданье.
И гаснет пламенной душой.
А. С. Пушкин
С 6 по 15 апреля 2013 года отделом литературы по искусству организована выставка книг «Кисть, ведомая Богом», посвященная 530-летию со дня рождения итальянского художника Рафаэля Санти.
Одним из величайших мастеров эпохи Возрождения, Рафаэль Санти (1483-1520) получил первые уроки живописи у отца, художника Джованни Санти. В 1500-1504 годах учился у Перуджино в Перудже. Произведения этого периода отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов («Мадонна Конестабиле»).
Одним из величайших мастеров эпохи Возрождения, Рафаэль Санти (1483-1520) получил первые уроки живописи у отца, художника Джованни Санти. В 1500-1504 годах учился у Перуджино в Перудже. Произведения этого периода отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов («Мадонна Конестабиле»).
«Мадонна Конестабиле»
Ранний период творчества Рафаэля завершает картина «Обручение Марии» (1504, галерея Брера, Милан). В 1504 году Рафаэль впервые приехал во Флоренцию. За четыре года, проведенные там, художник создал множество картин. «Мадонна с младенцем и святым Иоанном Крестителем на фоне пейзажа», или, как ее еще называют, «Прекрасная садовница», была написана Рафаэлем незадолго до того, как он покинул Флоренцию, отправившись в Рим.
«Мадонна с младенцем и святым Иоанном Крестителем
на фоне пейзажа»
Фигура прелестной молодой женщины растворяется в прекрасном пейзаже, который подчеркивает состояние всеобщей гармонии. Фигуры детей смотрятся светлыми силуэтами на фоне более темного первого плана.
«Сикстинская Мадонна» была написана Рафаэлем (1515-1519, Картинная галерея, Дрезден), по заказу папы Юлия II для алтаря церкви Святого Сикста в городе Пьяченце.
«Сикстинская Мадонна»
Одной из лучших работ Рафаэля является «Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси».
«Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи
и Луиджи Росси»
В творчестве Рафаэля воплотились гуманистические представления Высокого Возрождения о прекрасном и совершенном человеке, живущем в гармонии с миром, характерные для эпохи идеалы жизнеутверждающей красоты. Смерть помешала Рафаэлю завершить полотно «Преображение Христа». Работу закончил ученик Рафаэля Джулио Романо. На похоронах мастера «Преображение Христа» несли за его гробом.
«Преображение Христа»