Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Гений всех эпох», посвящённая 565-летию со дня рождения знаменитого итальянского художника Леонардо да Винчи.
Леонардо ди сер Пьеро да Винчи, кратко – Леонардо да Винчи (1452–1519 годы), – один из величайших представителей эпохи Возрождения. Его необычайные и многогранные дарования вызывали изумление и восторг современников, для которых он олицетворял образец гармонически развитого человека. Величайший итальянский живописец, пробовавший свои силы как скульптор и зодчий, он был также выдающимся математиком, механиком, инженером, гениальным естествоиспытателем, анатомом, одарённым писателем и музыкантом.
Становление Леонардо как художника началось во Флоренции. Леонардо, сын мелкого служащего из местечка Винчи, в ранней юности прибыл с семьёй отца во Флоренцию, где в 1469 году стал учеником Андреа дель Верроккио – прославленного ваятеля и живописца. Работая в его мастерской, он написал в картине мастера «Крещение Христа» левую фигуру ангела. К ранним его работам относится эрмитажная «Мадонна с цветком». В ней уже присутствуют основные черты творчества Леонардо – интерес к психологии, необычность во всём: в цвете, композиции, светотеневой моделировке, перспективе. Вторая, незаконченная работа – «Поклонение волхвов».
В 1482 году Леонардо приезжает на жительство в Милан и начинает работать при дворе Миланского герцога Людовико Моро (Сфорца). Миланский период – самый продуктивный в творчестве гения. Он начинает трудиться над конной статуей Франческо Сфорца. Была изготовлена грандиозная глиняная модель высотой в 7 метров. Да Винчи пишет также картину «Мадонна в гроте».
В этой картине всё идеально рассчитано, поражает ясность композиционного решения. Фигуры связаны пейзажем, легко вписываются в пирамидальную композицию. Лица изображённых отмечены удивительной живостью, на лице Мадонны лёгкая улыбка, а еле уловимая светотень, знаменитое «сфумато» да Винчи, создаёт ощущение неяркого света. В трапезной Миланского храма Санта-Мария-делле-Грацие Леонардо начинает в 1495 году писать свою чудесную фреску «Тайная вечеря» размерами 8,6 на 4,5 метров. Тема фрески – драматический момент разоблачения и осуждение коварства и вероломства. Центром композиции является Христос, а сидящие по обе стороны от него апостолы выражают 12 различных реакций на слова Христа.
Особым обаянием отличаются женские портреты Леонардо да Винчи: «Портрет Чечилии Галерани», «Портрет Джиневры Бенчи», «Дама с горностаем», «Мадонна Литта», а также самый известный в мире «Портрет Моны Лизы Джоконды», написанные в 1490–1506 годах.
«Мона Лиза Джоконда»
В 1500 году Леонардо возвращается во Флоренцию, где создаёт картон фрески «Битва при Ангиари» для большого зала «Совета при дворце Синьории».
Многие молодые художники копировали его работы, пытаясь приблизиться к таланту гения.
Последние годы жизни гениального художника прошли в странствиях. В 1517 г. он был приглашён во дворец французского короля Франциска I. Здесь Леонардо да Винчи ушёл из мира в возрасте 67 лет.
Его наследие поистине неоценимо. Помимо работ, имеющих неоценимую художественную ценность, он оставил потомкам множество изобретений, результатов геологических исследований, анатомических зарисовок, работ по архитектуре, гидравлике, оптике, дневников, написанных в зеркальном отражении, философских трудов.
Литература, представленная на выставке:
1. Баткин, Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления [Текст] / Л. М. Баткин. – М.: Искусство, 1990. – 415 с.: цв. ил.
2. Геташвили, Нина Викторовна. Леонардо. [Текст] / Н. В. Геташвили. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 128 с.: портр., цв. ил.
3. Да Винчи, Леонардо. Сказки, легенды, притчи [Текст] / Леонардо да Винчи. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1991. – 127 с.
4. Ионина, Надежда Алексеевна. Сто великих картин [Текст]: справочное издание / Н.А. Ионина. – М.: Вече, 2000. – 510 с.: ил.; 22 см (100 великих). – Загл. обл.: 100 великих картин.
5. Кеменов, В. С. Художественное наследие и современность: от Леонардо да Винчи до Рокуэлла Кента [Текст]: сб. статей / В. С. Кеменов. – М.: Изобразительное искусство, 1989. – 269 с.: ил., портр.
6. Криспино, Э. Леонардо. Сокровищница мировых шедевров [Текст] / Э. Криспино. – Харьков: Книжный Клуб, 2011. – 160 с.: цв. ил.
7. Санти, Бруно. Леонардо да Винчи [Текст] / Бруно Санти. – М.: Слово, 1990. – 80 с.: цв. ил. (Великие мастера итальянского искусства).
8. Уоллэйс, Роберт. Мир Леонардо. 1452–1519 [Текст] / Роберт Уоллэйс. – М.: ТЕРРА-TERRA, 1997. – 192 с.: цв. ил. (Библиотека искусства).
Отдел литературы по искусству