«Титан эпохи Возрождения»

   В отделе иностранной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка «Титан эпохи Возрождения» к 565-летию со дня рождения знаменитого итальянского художника Леонардо да Винчи.

   Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452–1519) – итальянский живописец, скульптор и архитектор, учёный-естествоиспытатель, писатель и музыкант, изобретатель и математик, ботаник и философ, яркий представитель эпохи Возрождения. С его именем связано возникновение научного рисунка.

   Неподалёку от итальянской Флоренции расположен небольшой городок Винчи, близ него в 1452 году существовало селение Анкиано, где 15 апреля родился гений Леонардо да Винчи.

   Ещё в юности Леонардо его отец со всем семейством переезжает во Флоренцию.

   Юного Леонардо мало интересовали законы общества, и тогда отец Пьеро принял решение сделать из сына художника. Его учителем в живописном деле стал представитель Тосканской школы, скульптор и бронзолитейщик, ювелир Андреа дель Верроккио. Леонардо был принят в его мастерскую в качестве подмастерья. В те годы во Флоренции был сосредоточен весь интеллект Италии, так что, кроме живописи, у да Винчи здесь была возможность учиться черчению, химии, гуманитарным наукам. Тут он познал кое-какие навыки в технике, научился работать с такими материалами, как металл, кожа и гипс, увлёкся моделированием и скульптурой. В те времена в мастерских живописи практиковалось совместное написание картин, когда учитель выполнял заказы с помощью кого-то из своих учеников. Так и Верроккио, когда получил очередной заказ, выбрал себе в помощники да Винчи. Нужна была картина «Крещение Христа», учитель поручил Леонардо написание одного из двух ангелов. Но когда мастер-преподаватель сравнил ангела, которого писал он, с творением рук да Винчи, то выбросил свою кисть и больше уже никогда не возвращался к живописи. Он понял, что ученик не просто превзошёл его, а родился настоящий гений.
   Миланский период длился до 1512 г. Маэстро занимался изучением строения человеческого глаза, работал над памятником Джакомо Тривульцио и собственным автопортретом.

   В 1512 г. мастер принял приглашение короля Франциска I и отбыл во Францию в 1516 г. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. По королевскому поручению он сконструировал льва, из груди которого раскрывался букет лилий. Французский период был самым счастливым в его жизни. Король назначил своему инженеру годовую ренту, обеспечив тому спокойную старость. Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи, инструменты и поместья он завещал ученикам.

   По словам его биографа Джорджо Вазари, «рождение Леонардо и было величайшим даром для Флоренции, а смерть его – более чем непоправимой утратой». И вечная слава Винчи, Флоренции, Тоскане, Италии – гнезду, породившему Леонардо. Но искусством Мастера гордится не только его родина. Весь мир, ощущая свою сопричастность с гением, не устаёт интересоваться его благими трудами, и этот непреходящий общий интерес к творчеству Леонардо внушает надежду на достижение человечеством подлинной духовной зрелости.

Отдел иностранной литературы

Яндекс.Метрика