Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Мастер философских картин», посвящённая 85-летию со дня рождения российского кинорежиссёра Андрея Арсеньевича Тарковского.
Для меня кино – это способ достичь какой-то истины.
А. Тарковский
Андрей Тарковский – выдающийся советский кинорежиссёр и сценарист, лауреат Венецианского и Каннского международных кинофестивалей. Работы Тарковского – «Иваново детство», «Андрей Рублёв», «Зеркало», «Сталкер», «Солярис» и др. – стали классикой в истории мирового кинематографа.
Кадр из фильма «Андрей Рублёв»
Будущий мастер родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье (Костромская область) в семье литератора Марии Вишняковой и известного поэта Арсения Тарковского. Андрею всегда не хватало отца. Он оставил семью, когда мальчику было всего три года, возложив воспитание двоих малышей на плечи бывшей жены.
Великая Отечественная война застала маленького Андрея во втором классе столичной школы. Впоследствии именно дом в Юрьевце станет для художника образом его отчего дома в фильме «Зеркало» (там же потом откроют дом-музей Тарковского).
В 1943-м Тарковские возвращаются в столицу. Андрей учится в средней школе, занимается рисованием и играет на фортепиано. В 1951-м 19-летний Тарковский поступает на арабское отделение ближневосточного факультета Московского института востоковедения. Но уже через два года бросает учёбу. «Я пережил трудный момент… попал в дурную компанию... Мать меня спасла очень странным образом – устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни», – вспоминал Тарковский.
По возвращении в Москву 22-летний Тарковский поступает во ВГИК, в мастерскую режиссера Михаила Ромма. В 24 года ставит первый курсовой короткометражный фильм «Убийцы». Его совместная с Андроном Кончаловским дипломная работа «Каток и скрипка», созданная под влиянием работы французского классика Альбера Ламориса «Красный шар», получает первую награду на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке. «Главная правда – в фактуре, чтобы было видно, что всё подлинное: камень, песок, пот, трещины в стене. Не должно быть грима, штукатурки», – вспоминает Кончаловский представления о кино, с которыми они выпустились из ВГИКа.
Уже первая полнометражная работа «Иваново детство» приносит 30-летнему начинающему советскому режиссёру Андрею Тарковскому мировую известность. В 1962-м картина получает «Золотого Льва» на Венецианском фестивале. В 1966-м году режиссёр ставит историческую драму «Андрей Рублёв», которая становится классикой мирового кинематографа. Последующие ленты Андрея Тарковского также являются одними из лучших фильмов за всю историю российского кинематографа – «Солярис», «Зеркало», «Сталкер». Но в Советском Союзе на него обрушивается град критики и ненависти. Творческая свобода Тарковского раздражает Госкино – режиссёру практически не дают снимать. А за рубежом Тарковским восхищаются такие легенды кино, как Федерико Феллини, Ингмар Бергман. Ленты советского режиссёра удостаиваются престижных кинематографических премий: «Солярис» получает спецприз Каннского кинофестиваля, «Ностальгия», снятая режиссёром в Италии, также награждается в Каннах.
Кадр из фильма «Солярис»
В 1984-м 52-летний мастер, будучи в Италии, решает не возвращаться в СССР. Через год ему ставят страшный диагноз: рак лёгких. Тяжело больной, он снимает в Швеции свой последний фильм – притчу «Жертвоприношение». Лента получает Гран-при Каннского кинофестиваля, премию Британской академии кино и телевизионных искусств. На пике профессионального триумфа, 29 декабря 1986 года 54-летний Андрей Тарковский умирает в Париже. Он похоронен на Русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в окрестностях Парижа.
Литература, представленная на выставке:
1. Гордон, Александр. Не утоливший жажду: об Андрее Тарковском [Текст] / А. Гордон. - М.: Вагриус, 2007. – 384 с.
2. Евлампиев, И. И. Художественная философия Андрея Тарковского [Текст] / И. И. Евлампиев. – СПб: Алетейя, 2001. – 349 с.: ил.
3. Кононенко, Н. Г. Андрей Тарковский. Звучащий мир фильма [Текст] / Н. Г. Кононенко. – М.: Прогресс-Традиция, 2011. – 288 с.: ил.
4. История отечественного кино [Текст]. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 528 с.
5. Липков, Александр. Профессия или призвание [Текст] / Александр Липков. – М.: Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр», 1991. – 112 с.: ил.
6. «Мир и фильмы Андрея Тарковского» [Текст] / сост. Сандлер А.М. – М.: Искусство, 1990. – 398 с.: ил.
7. О Тарковском [Текст] / сост. М. А. Тарковская. – M.: Прогресс, 1989. – 400 с.: ил.
8.Туровская, М. И. Семь с половиной, или Фильмы Андрея Тарковского [Текст] / М. И. Туровская. – М.: Искусство, 1991. – 255 с.: ил.
9. Фрейлих, Семён Израилович. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского [Текст]: Учебник / С.И. Фрейлих. – Изд-е 2-е. – М.: Академ. проект, 2002. – 512 с.
Отдел литературы по искусству