В малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова 23 марта состоялось заседание философско-интеллектуального клуба «Эпохе». Тема заседания: «Социокультурный подход к изучению дискурса».
Бывалые философы решили дать слово молодым, перспективным – пусть попробуют свои силы на аудитории, пройдут апробацию своих курсовых и дипломных. С докладом выступила магистрантка Дагестанского государственного университета Раина Разаханова.
Социокультурный подход – методологический подход на базе системного подхода, сущность которого состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Это единство, согласно принципам системного подхода, образует целое, свойства которого не выводимы из характеристик частей. Сама личность при социокультурном подходе рассматривается как связанная с обществом как системой отношений и культурой как совокупностью ценностей и норм.
Несмотря на то, что исследования в области дискурса ведутся на протяжении почти полувека, интерес к данному явлению не иссякает, и связано это, прежде всего с тем, что данное понятие не имеет чётких рамок. Неудивительно, что некоторые предпочитают считать «дискурс» скорее словом-паразитом. Тем не менее, следует признать, что дискурс является сложным коммуникативным явлением, обладающим дифференциальными особенностями, которые одни учёные связывают с продуктом речевого действия с присущей ему смысловой однородностью, актуальностью (уместностью), привязанностью к определённому контексту, жанровой и идеологической принадлежностью, отождествляют с вербализованной деятельностью с присущей ей соотнесённостью с целым слоем культуры, социальной общности и даже с конкретным историческим периодом.
Представляя собой один из многих способов описания феноменологической реальности, социокультурный подход опирается на актуальные принципы, которыми руководствуется исследователь и которые являются следствием его собственного опыта и мировоззрения. Под принципом понимается исходное утверждение теоретического знания, основа категориального строя той или иной системы знания. Другими словами, введением принципов обозначается наличие ключевых утверждений относительно природы, свойств и особенностей исследуемой реальности. Принципы образуют методологический каркас, позволяющий исследователю разрешить существующие концептуальные противоречия, выбрав из существующего набора исходных теоретических постулатов, вырабатываемых при рассмотрении сложных общественных феноменов, тот, который наиболее отвечает целям и задачам исследования. Основными принципами социокультурного подхода являются следующие:
1. Принцип homoactivus, согласно которому человек является биосоциокультурным существом, осознающим, что его действия являются компонентом взаимодействия с другими субъектами. В отличие от объективистской парадигмы, где общество понимается как существующее и развивающееся вне зависимости от воли и действий индивида, при субъективистском подходе именно индивид как фактор социального действия является объектом изучения. Он рассматривается как некоторая первичная и самодостаточная реальность, обладающая свободной волей и в ходе своих действий влияющая на социальные нормы.
2. Принцип эволюции является логическим развитием предыдущего принципа. Он означает способность системы к развитию, что делает возможным утверждение о появлении качественно иных по характеру социокультурных явлений в процессе развития общества. Эволюция рассматривается как в рамках классической, так и в рамках синергетической методологии. Главным же является различение принципа эволюции как линейного процесса в противовес циклической трактовке этого понятия.
3. Принцип антропосоциантального взаимодействия является третьим главным принципом социокультурного подхода, позволяя определить движущие силы эволюции общества и роль homoactivus в этом процессе. Согласно этому принципу самосознание homoactivus может соответствовать или не соответствовать типу общества, в котором он находится, что на определённом периоде приводит к смене социокультурной среды. В исторической ретроспективе этой выражается в революциях, бунтах, реформах и т.д. Несмотря на то, что количество принципов может варьироваться, социокультурный подход во всех его формах опирается также на принцип историзма, подразумевающий необходимость исторической ретроспективы для понимания особенностей функционирования общественных институтов.
Всех заинтересовавшихся философско-интеллектуальным клубом «Эпохе» приглашаем в Национальную библиотеку РД им. Р. Гамзатова по четвергам в 18.00.
Главный библиотекарь отдела культурных программ Ольга Алиева