Сектором краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы библиотечно-информационного молодёжного центра Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована книжная выставка, посвящённая О.А. Кипренскому.
Орест Кипренский родился 24 марта 1782 г. на мызе Нежинская (ныне в Санкт-Петербургской области). Внебрачный сын крепостной крестьянки, получивший в младенчестве вольную. Обучался в Воспитательном училище при Петербургской Академии художеств (1788–1797 гг.), а затем в классе исторической живописи Академии (1797–1803 гг.), где был оставлен для выполнения работы на соискание золотой медали. В 1806 г. за картину «Дмитрий Донской поодержании победы над Мамаем» Кипренский получил эту награду.
Всё творчество Кипренского связано с жанром портрета. Как представитель эпохи романтизма, он явился обновителем традиций русского портретного искусства. Его работы утверждают ценность личности, отражают эмоциональный мир человека.
В 1809–1812 гг. художник жил и работал в Москве и Твери, затем, став академиком Академии художеств (1812 г.), приехал в Петербург. Здесь он создавал портреты участников Отечественной войны 1812 г. и представителей русской культуры, рисовал женщин, детей.
В 1816 г. Кипренский уехал за границу: посетил Италию, Швейцарию, Францию и Германию. С успехом участвовал в выставках в Риме и Париже. В Италии Орест Кипренский попал под влияние разнородных течений. Его восхищали Рафаэль и Леонардо, и отзвуки восторгов Кипренского отразились на его «Цыганке с веткой мирта в руке». В общении с Торвальдсеном и Камучини он проникся господствовавшим в их кругах увлечением античными сюжетами и скомпоновал «Анакреонову гробницу» с вакханкой и сатиром, пляшущими под свирель молодого фавна.
В 1823 г. Кипренский вернулся в Петербург. Он делает портреты своих видных современников (В. А. Жуковского, П. А. Вяземского, С. С. Уварова и др.). На экспозициях Академии художеств в 1824 и 1827 гг. его полотнам отводились отдельные залы.
В 1828 г. Орест Адамович Кипренский снова покинул Россию. Его потянуло в Рим: маленькая Мариучча, девочка, к которой он привязался во время первого пребывания в Риме и которую отдал на воспитание, теперь выросла, и Кипренский женился на ней, перейдя в католичество. Через три месяца после свадьбы Кипренский умер от горячки в 1836 г.
Орест Кипренский в душе был романтиком. Его пейзажи и портреты полны чувства. Он не любил спокойствия, тишины. Ему нравились мрачно-облачное небо, пронизанное молнией, гнущий деревья ветер, плещущие волны. В лицах Кипренскому были дороги тихая грусть и вдохновение. Своею настроенностью он шёл часто вразрез с основным академическим направлением и для большинства современников не казался значительной величиной. Ближайшими потомками Кипренский был почти забыт, и только в начале XX века отдали ему должную дань. Вспомнили, что он «первый ввёл в известность в Европе имя русского художника», получив приглашение написать свой портрет для Уффици.
Литература, представленная на выставке:
1. Бесчастнов Н.П. Живопись / Н.П. Бесчастнов: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 224с.: ил.
2. Императорская Академия художеств / А.Г. Верещагина. С.Г. Капланова. – М.: Изобр. искусство, 1997. – 341с.
3. Иванов А.Б. Рассказы о русских художниках / А.Б. Иванов. – М.: Просвещение, 1988. – 128с.: ил.
4. Ионина Н. Сто великих картин / Н. Ионина. – М.: Вече, 2002. – 507с.
5. Кислякова И. Орест Кипренский. Эпоха и герои. – М., 1977. – 141с.
6. Русское искусство / Г. Ветрова. – М.: Белый город, 2002. – 62с.
7. Русские художники от А до Я / Н.А. Борисовская, Е.С. Гордон. – М.: Слово, 1996. – 216 с.: ил.
8. 50 великих русских художников / Ю.А. Астахов. – М.: Белый город, 2008. – 303с.
9. Самин Д.К. Сто великих художников / М., 2014. – 478с.
10. Шедевры русского искусства / М.В. Адамчик. –М., 2008. – 143с.
11. Энциклопедия русской живописи / Т.В. Калашникова. – М.: Олма-Пресс, 2000. – 351с.: ил.
Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы