Работники сектора краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы библиотечно-информационного молодёжного центра Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова подготовили выставку для читателей и поклонников великого итальянского композитора Джоаккино Россини, 225-летие со дня рождения которого отмечается в феврале 2017 года.
Родился Россини 29 февраля 1792 г. в Пезаро в семье музыкантов. С раннего детства обучался теории музыки, игре на скрипке и альте, а также пению.
С 1806 по 1810 г. занимался в Болонском музыкальном лицее. В 1806 г. написал свою первую оперу «Деметрио и Полибио». С тех пор опера стала главным жанром в творчестве Россини.
Первый успех на этом поприще принесла ему опера «Брачный вексель», поставленная в Венеции в 1810 г. Следующая опера, «Странный случай», поставленная в Болонье в 1811 г., тоже имела большой успех.
Уже как зрелый мастер Россини показал себя в двух операх, написанных в 1813 г.: «Танкред» и «Итальянка в Алжире». Но настоящим триумфом стала опера «Севильский цирюльник» (1816 г.; на сюжет П. Бомарше), первоначально названная «Альмавива, или Тщетная предосторожность».
1816–1823 годы композитор провёл в Неаполе. За это время были написаны оперы «Отелло» (1816 г.; на сюжет У. Шекспира), «Армида», «Сорока-воровка» и «Золушка» (все 1817 г.), «Моисей в Египте» (1818 г.), «Дева озера» (1819 г.), «Магомет II» (1820 г.), «Зельмира» (1822 г.) и «Семирамида» (1823 г.). Последней опере сопутствовал особенно громкий успех.
В 1823 г., после триумфальной гастрольной поездки в Лондон, Россини переехал в Париж, приняв должность директора театра «Итальен». В 1826 г. он был назначен королевским придворным композитором и генеральным инспектором пения в Париже. Познакомившись с принципами французской оперы, Россини переработал «Магомета II» и «Моисея в Египте». Они получили новые названия: «Осада Коринфа» (1826 г.) и «Моисей и фараон» (1827 г.).
В Париже были созданы оперы «Граф Ори» (1828 г.) и «Вильгельм Телль» (1829 г.) – яркий пример героико-романтической оперы. Это произведение стало последним в оперном наследии Россини, хотя, казалось, он находился на вершине своей славы и мастерства.
В 1836 г. композитор вернулся в Италию. В 1845 г. он занял должность директора того самого Болонского музыкального лицея, который окончил сам.
В 1855 г. Россини вновь приехал в Париж, где жил уже до самой смерти. Кроме опер им созданы две симфонии (1808 и 1809 гг.), «Маленькая торжественная месса» (1863 г.) и другие произведения.
Композитор умер 13 ноября 1868 г. в Пасси близ Парижа; в 1887 г. его прах был перенесён во Флоренцию.
Литература, представленная на выставке:
1. Боффи, Г. Большая энциклопедия музыки: пер. с итал. / Гвидо Боффи. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. – 413 с.
2. Бронфин Е.Ф. Дж. Россини / Е.Ф. Бронфин. – М.: Музыка, 1986. – 96 с.
3. Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки: популярные лекции: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 320 с.
4. Конен В.Д. История зарубежной музыки / В.Д. Конен. – М.: Музыка; 1965. – 728 с.
5. Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю.В. Келдыш. Т. 6. – Окунев – Симович. – М.: 1978. – 976 с.
6. 166 биографий знаменитых композиторов / автор-составитель Л.В. Михеева. – СПб: Композитор, 2000. – 208 с.: ил.
7. Сто великих композиторов / автор-составитель Д.К. Самин. – М.: Вече, 2002. – 624 с.
Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы