Встреча литклуба «Верба»: море, Желязны и викторина

Состоявшаяся в начале февраля встреча литературного клуба «Верба» оказалась весьма насыщена тематически. На встречу пришли более двадцати человек, и все с трудом уместились за четырьмя сдвинутыми столами – именно так по традиции располагаются участники «Вербы».

Встреча началась с чтения по кругу своих (или чужих, по желанию) стихов и прозы. На этот раз численно превалировали стихи, а отрывок из своей маленькой повести зачитал только один автор.

Затем Сафият Джалганская выступила с докладом «Литература: вчера, сегодня, завтра». По завершению вербовцы задавали вопросы по теме, называли не названных в докладе известных поэтов и прозаиков, которых, по их мнению, необходимо было включить в доклад, а также предлагали докладчице порекомендовать имена из числа современных авторов.

Третьей темой было назначено обсуждение рассказа Видади Агасиева «Айфон для Малики». Автор кратко рассказал о себе и зачитал отрывок из произведения, чтобы те, кто не успел или не смог ознакомиться с рассказом заранее смогли составить себе впечатление о стиле повествования.

Отрывок из рассказа Видади Агасиева «Айфон для Малики»:

«Цепь зазвенела снова. Собака, наверно, уже в двадцатый раз пробовала освободиться. Звено цепи случайно упало на арматурный штырь, к которому был привязан трос для пса. <…> Такое запутывание случалось не часто, и иногда Рексу удавалось освободиться самому. Он поскуливал, поглядывая в сторону, откуда обычно появлялся его старый хозяин, и не оставлял попыток освободиться, время от времени зло клацая зубами на надоедливых огромных мух, которые кружились около его алюминиевой покарябанной миски с остатками каши.

Хозяин его сидел у окна и смотрел на пса. Он видел, как пёс, метнувшись за мухой, «приковал» себя. Чтоб его освободить, надо было подойти и снять кольцо цепи со штыря. Требовалось небольшое усилие. Но он сидел, смотрел и думал.

Сабир был стар. Ему перевалило за семьдесят. Прожитые годы не прошли бесследно. Морщины создали сложную карту на лице. Седеющие усы, высокий лоб и внушительный нос придавали излишнюю строгость его лицу. Жену он похоронил восемь лет назад. Несколько раз пытался найти подходящую пару, но не сложилось. Менять характер, образ жизни было поздно, и поэтому Сабир, как он любил выражаться, куковал один.

Две дочки были замужем и заняты своими проблемами. Переехать к младшей дочери Асият он отказался. Сын исчез на просторах России и редко наведывался к отцу. Старый Сабир доживал свой век вместе с Рексом, которого взял щенком. <…>

Михаил Щрилёв, «Два одиночества»

В последнее время Сабир часто задумывался о своей жизни, и временами ему казалось, что он тоже на цепи, как этот пёс. Он давно никуда из города не выезжал, хотя ещё лет пять назад обязательно два раза в год ездил в село, где родился и вырос. Ездил в Баку в гости к своему сослуживцу. Ходил на свадьбы, куда его приглашали. Выпивал.

Раньше он решал, кому в семье как поступить. Но повзрослевшие дети потихоньку суживали круг его обязанностей и прав якобы для его же блага. А сейчас он не то что не вмешивался в чьи-то дела, но и сам постоянно получал указания, как ему поступать и что делать.

Он вспомнил последнюю свою попытку что-то сказать, когда выдавали внучку замуж. Осталась обида. И мысль, как луч карманного фонарика освещает покрывшиеся паутиной знакомые много лет закоулки его подвала, куда он время от времени спускался, начинала освещать припрятанные в сейфах памяти всегда свежие картины жизненных обид. Тогда старшая дочь Раисат не сдержалась, грубо оборвала его. Он замолчал. А когда через десять минут подошёл к дверям кухни, Сабир услышал, как старшая жаловалась младшей:

– Ему пора о смерти думать, а он всё распоряжаться хочет. Главное, знал бы, о чём говорить. Лезет со своими адатами. Тут разрываешься на части, чтоб не осрамиться перед людьми. А он?

Отец молча ушёл из дома дочери. Никто не заметил. Может, заметили и просто махнули рукой. Спохватились только в день свадьбы. <…>

Приехала тогда младшая дочь, похожая на покойную жену. Она жила недалеко, стирала ему и два раза в месяц прибирала в доме. Он объявил, что не пойдёт на свадьбу. Младшая долго его уговаривала, потом приехала старшая Раисат, просила не позорить их перед людьми. Мол, пойдут слухи, что дед на свадьбу не пришёл.

 – А то, что меня не будет, вас особо не волнует. Вас тревожит, что люди подумают.

Когда старшая дочь начала плакать, что и так его внучка перед свадьбой отказывалась выходить замуж за этого парня и что еле уговорили её, он уступил.

 Сабир вышел из дому:

– Ну, что за неразумное животное! Вот так ты не можешь сделать? – он освободил кольцо цепи от штыря.

Пёс радостно попытался лизнуть его руки.

– Ну! Ну! – заворчал он. В душе он был доволен, что пёс искренне и безгранично радуется ему. <…>

Надо было пойти за хлебом. На улице он увидел уличного пса, который что-то вытаскивал из мусорного бака. <…>

«Как же повезло моему псу, – подумал Сабир, – накормлен, чист, своя конура, никаких забот».

Он вспомнил, как когда-то Рекс запутался в тонком стальном проводе, который закинули во двор соседские пацаны, и чуть не погиб. Хорошо, что Сабир оказался во дворе и услышал поскуливание щенка…».

Большинство вербовцев сошлись во мнении, что рассказ написан на достаточно высоком уровне и его после некоторых правок можно предлагать для публикации в Москву. В то же время вызвали горячую дискуссию некоторые аспекты. Например, поведение главного персонажа в то время, как у его молодой родственницы начался эпилептический припадок: участником литклуба – профессиональным врачом – было сказано, что при эпилептическом припадке ни в коем случае нельзя открывать больному рот и вытаскивать язык, а надо просто повернуть больного на правый бок, чтобы он не захлебнулся слюной. Это мало кто знает, и народ обычно пользуется в таких случаях неверным способом «помощи», при котором зачастую больному ломают зубы, повреждают ткани ротовой полости и вызывают кровотечение, что гораздо опаснее. Такой способ описан и в рассказе. При этом была высказана мысль, что хорошо бы автор ввёл в сюжет и правильный способ помощи при эпилепсии, чтобы не подтверждать лишний раз популярное заблуждение.

Далее Мадина Трунова провела с вербовцами литературную викторину, и занявшие три первых места (подсчитывали по количеству правильных ответов) – кандидат физико-математических наук, поэт и прозаик Александр Карапац, заместитель главы администрации села Джалган Дербентского района, поэт Сафият Джалганская, а также журналист и прозаик Руслан Бакидов – получили оригинальные призы: куклы авторского изготовления!

Пятой темой стал доклад «Творчество Роджера Желязны: личностный взгляд», прочитанный Ф. Велихановым. В докладе были раскрыты разносторонние аспекты творчества известного писателя-фантаста, автора знаменитых «Хроник Амбера» и прочих романов. Автор доклада утверждал, что помимо интересного сюжета, живых характеров героев и мастерского стиля повествования произведения Желязны ценны тем, что в них передаётся немало знаний, актуальных в реальной жизни, в том числе знаний по психологии. По завершению докладчик ответил на вопросы слушателей.

Следующая встреча литературного клуба «Верба» состоится 18 февраля 2017 года, в субботу. Темы будут объявлены на сайте НБ РД дополнительно.

 

Отдел литературы по искусству

Яндекс.Метрика