Как создавалась мода

   Работники сектора краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы библиотечно-информационного молодёжного центра Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представили читателям центра увлекательную выставку об истории моды.

   «Мода (от лат. modus – «мера», «правило», «образ») – обычно непродолжительное господство определённого типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое и масштабное изменение внешнего возникновения одежды. Мода подобна зеркалу, в котором отразилась вся история цивилизации. Каждая страна, каждая народность на разных стадиях развития человеческого общества внесла свой вклад в формирование понятия «мода».

   Много тысячелетий тому назад люди открыли для себя одежду как средство защиты от неблагоприятных воздействий природы. Развиваясь, они начали размышлять о её эстетической функции.

   Одежда появилась на самых ранних этапах развития человечества. Об этом рассказали археологические раскопки. При помощи растительных нитей древние люди сплетали и связывали различные естественные материалы – листья, солому, шкуры животных и т. д. В качестве головных уборов использовали высушенные крупные плоды, скорлупу страусиных яиц, панцирь черепахи и пр. Первые виды одежды были крайне примитивны. Люди научились обрабатывать кожу и мех, производить различные ткани, создавать красители для тканей, плиссировать ткань, делать украшения и т. д. В разных государствах появлялись новые виды одежды, а войны и торговля способствовали проникновению традиций одних народов в культуру других.

   По предложениям историков моды, в XV веке с развитием портновского искусства зарождается конструирование одежды, технология изготовления одежды начинает заметно усложняться. В XV веке в Западной Европе закладываются основы кроя, повлиявшие на изменение форм женской одежды. В XVI веке и начале XVII века на Европейскую манеру одеваться влияет мода Испании. В этот период, получивший название Золотого века Испании, страна добивается мирового экономического и политического лидерства, соответственно многие элементы испанского костюма того времени становятся широко популярными.

   В конце XVI века влияние на тенденции в европейской одежде начала оказывать и Италия, где в это время зародился стиль барокко. Италия славилась своими великолепными тканями, и вся состоятельная публика, стремящаяся роскошно одеваться, хотела носить одежду из итальянского бархата, атласа, тафты и кружева. Главной законодательницей итальянской моды в XV веке была Флоренция, а в XVI – Венеция. Общая мода в Европе начала устанавливаться с середины XVII века, а национальные особенности отходили на второй план.

   Возникновение современной моды стало возможным благодаря системе моды, начавшей развиваться во Франции во время правления короля Людовика XIV, известного как Людовик Великий, или Король-Солнце.

   Французская мода стала доминантной в Европе с середины семнадцатого столетия. В этот период Франция стала одной из самых могущественных мировых держав, центром политической и культурной жизни Европы. Мода создавалась с этой стране как значимый компонент культурной, политической и социальной жизни. Благодаря первому в некотором роде создателю моды королю Людовику XIV и его знаменитому министру финансов Жану-Батисту Кольберу государство принимало самое активное участие в развитии индустрии роскоши как части политической и культурной экспансии Франции. В результате возникла новая инфраструктура производства одежды. Создавались государственные предприятия, контролируемые правительством, производство одежды было законодательно отделено от её продажи. Разрабатывались законы о приобретении предметов роскоши, которые жёстко контролировали потребление моды. Мода была сконцентрирована при дворе.

   Несмотря на частые войны и революции XVIII и XIX веков, Франции удалось сохранить репутацию законодательницы мод, а Парижу – остаться центром мировой моды.

   На протяжении XVII–XIX веков фасоны одежды постоянно менялись, становясь то более сложными, то упрощаясь. С середины XIX века в моде стали происходить изменения, приближающие её к современности. Элементы мужского костюма начали проникать в женский гардероб, наметилось появление спортивной одежды, зарождалась тенденция упрощения форм одежды. Родоначальником такого понятия, как «высокая мода» (Haute Couture), считается французский модельер английского происхождения Чарльз Фредерик Ворт, основатель дома моды House of Worth. В 1868 году Вортом был создан Синдикат высокой моды – парижская организация, объединяющая модные дома, существующая до сих пор.

   Реформатором моды, создателем нового образа жизни, стиля, который царил в Европе и Америке до начала 1920-х годов, является французский Поль Пуаре. В начале XX века в мире моды появился целый ряд выдающихся кутюрье, изменивших представление о манере одеваться, таких Коко Шанель, Эльза Скиапарелли, Жанна Ланвин, Жан Пату и др. Современный покрой одежды установился после Первой мировой войны.

Список литературы:

1. Блохина И. В. Всемирная история костюма, моды и стиля / И. В. Блохина. – Минск: Харвест, 2007. – 400 с.: ил.

Настоящее издание – подробный обзор истории развития костюма в период с 3 тыс. лет до н. э. и по 20-е годы XX в. Каждая глава охватывает определённый исторический период и содержание описание одежды, шляп, обуви, причёсок и аксессуаров. Книга хорошо иллюстрирована.

2. Которон. Н. История моды XX в. / Н. Которон. – изд. «Тривиум» при участии «Эгмонт Россия Лтд», 1998. – 175 с.

3. Плаксина Э. Б. История костюма. Стили и направления / Э. Б. Плаксина. – М.: Академия, 2003. – 224 с.: ил.

Учебное пособие является систематизированным изложением исторического развития европейского, восточного, русского костюма и костюма народов, населяющих Россию.

4. Попова, С.Н. История моды, костюма и стиля / С. Попова. – М.: Астрель: АСТ, 2009. – 271 с.: ил.

Традиционное внимание модниц и моды сосредоточено вокруг одежды и обуви. Энциклопедия «История моды, костюма и стиля» обращает внимание на множество вещей, которые окружают современного человека и являются предметом моды.

5. Русский традиционный костюм: ил. энциклопедия / авт.-сост.: Н. Шангина. – СПб: Искусство-СПб, 1998. – 400 с.: ил.

Энциклопедия включает данные о всех основных типах народной одежды и вместе с тем детальное описание предмета: будь то шуба или армяк, сарафан или ферязь, головной убор или обувь. Даются сведения о фасоне одежды, её покрое, материале, орнаментации, назначении, манере ношения.

6. Шарль-Ру. Э. Загадочная Шанель / Э. Шарль. – Смоленск: Русич, 2001. – 576 с.

Во всём мире Габриель Шанель известна как законодательница женской моды и основоположница французского и западноевропейского модельного бизнеса. Вот уже более полувека её имя является синонимом таких понятий, как престиж, безупречный вкус и высокое качество.

Работник сектора Э.А. Магомедова

Яндекс.Метрика