Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Режиссёрская плеяда отечественного кино», приуроченная к Году кино.
Добрый сказочник Александр Артурович Роу знаком нам всем с детства. Шестнадцать сказок, которые он создал, являются классикой детских фильмов. «Королевство Кривых Зеркал», «Огонь, вода и медные трубы», «Василиса Прекрасная» и многие другие – кажется, эти фильмы будут пересматривать дети во все времена.
На фильмах Станислава Ростоцкого выросло не одно поколение. С удовольствием смотрели и смотрят зрители «Доживём до понедельника», «Белый Бим Чёрное ухо» – картины, сделавшие имя режиссёра бессмертным. Даже если бы он создал всего один фильм – «А зори здесь тихие» по книге Бориса Васильева, – он и тогда занял бы одно и самых заметных мест в истории советского и российского кино.
Сергей Бондарчук оставил после себя настоящие шедевры киноискусства. По части масштабных постановок ему не было равных. Да и сейчас вряд ли найдутся кинематографисты, способные превзойти его в мастерстве создания глубоких эпических фильмов. Такие его фильмы, как «Они сражались за Родину», «Судьба человека», «Молодая гвардия», навсегда вошли в историю отечественного кинематографа, а грандиозные сцены с многотысячной массовкой в «Войне и мире», «Ватерлоо» помнит каждый зритель.
Есть фильмы, которые хочется пересматривать снова и снова. Конечно, над созданием таких картин работали целые творческие группы, но, бесспорно, если бы во главе всего процесса не стоял человек талантливый и даже гениальный, такого успеха добиться бы не удалось. Преклоняемся перед этими гениями отечественного кино. Благодаря им появились кинофильмы, которые можно смело назвать шедеврами.
Эльдар Рязанов, наверное, самый народный режиссёр. Ведь если в титрах стоит его имя – картину посмотрят все. Достаточно, например, вспомнить, что целые поколения наших сограждан на протяжении многих лет встречали самый любимый и традиционно семейный праздник – Новый год – с его фильмами. Кроме потрясающих «Карнавальной ночи», «Иронии судьбы, или С лёгким паром!», «Служебного романа», «Невероятных приключений итальянцев в России», «Берегись автомобиля», «Гараж» Эльдаром Александровичем было создано более 200 авторских телепрограмм.
Советский актёр, режиссёр и сценарист Георгий Николаевич Данелия является автором таких шедевров кино, как «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Паспорт», «Кин-дза-дза!», «Афоня». Его фильмография – ценнейшая летопись целой страны. Картины Данелии не просто смешат и печалят, не просто увлекают остроумием мысли, условиями игры, блеском исполнения и «заставляют задуматься о жизни». Они сами – эта жизнь, образно выраженная на экране.
Леонид Иовович Гайдай открыл новый жанр народной комедии, в котором до него никто не работал. В советском кино было принято снимать идеологически выдержанные, скучные фильмы, а Гайдай, выросший на фильмах с Чарли Чаплиным и обожавший этого персонажа, мечтал снимать комедии – живые, весёлые.
Мечта осуществилась: его фильмы «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию» стали по-настоящему народными и любимыми многими поколениями. И хотя коллеги-режиссёры и кинокритики не воспринимали всерьёз творчество Гайдая, его ленты остаются популярными и по сей день.
Марк Захаров – единственный советский режиссёр, которому удалось сделать из театра шоу голливудского качества. Его спектакли до сих пор идут с аншлагами, будь то новая постановка или продукт тридцатилетней давности. А фильмы «Тот самый Мюнхгаузен», «Юнона и Авось», «Формула любви», «12 стульев» Марка Анатольевича до сих пор любимы зрителями.
Фильмы Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Ширли-мырли» и другие разобраны на цитаты, их пересматривают десятки раз, а на Западе считают ни много ни мало энциклопедией советской жизни.
Станислав Сергеевич Говорухин – народный артист России, одна из самых значимых фигур в отечественной режиссуре, автор десятков гениальных сценариев, а также активный общественно-политический деятель.
Его фильмы «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Десять негритят», «Ворошиловский стрелок», «Благословите женщину» и многие другие по сей день смотрят и любят зрители.
Творческая жизнь Сергея Юткевича началась в 1917 году. В годы Гражданской войны он работал актёром, художником, ассистентом режиссёра. Про него можно сказать, что он легенда мирового кино. Режиссёр-монументалист снял как документальные, так и художественные фильмы. Успех сопутствовал Юткевичу при постановке советско-французского фильма «Сюжет для небольшого рассказа». Вкус Юткевича к эксперименту, к смешению различных жанров проявился в анимационной версии пьесы В.В. Маяковского «Баня».
Андрей Тарковский – настоящая легенда советского кинематографа. Его вклад в мировое искусство сложно переоценить. Фильмы «Иваново детство», «Солярис», «Жертвоприношение» до сих пор являются классикой советского и европейского кино. Тарковский-режиссёр известен во всех уголках планеты. Его фильмы переведены на десятки языков. Это фильмы о вечных темах, над которыми размышляет человек в любой точке земного шара: о слабости и силе человека, о природе, о Родине, о любви матери к сыну, о судьбе.
Список литературы:
1. Александров, Григорий Васильевич. Эпоха и кино [Текст] / Г. В. Александров; ред. Н. С. Гудкова. – М.: Политиздат, 1976. – 287 с.: фот.
2. Выстробец, А. Сергей Бондарчук [Текст]: Судьба и фильмы / А. Выстробец. – М.: Искусство, 1991. – 333 с.: ил.
3. Сергей Герасимов. Народный артист СССР [Текст]. – М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1965. – 64 с.: фот.; 16х22 (Режиссёры советского кино).
4. Данелия, Георгий. Тостуемый пьёт до дна [Текст]: Маленькие истории, байки кинорежиссёра / Г. Данелия. – М.: Эксмо, 2005. – 352 с.: ил.
5. Липков, Александр. Профессия или призвание [Текст] / Александр Липков. – М.: Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр», 1991. – 112 с.: ил.
6. Польская, Лидия. Кто делает кино? [Текст]: Очерк / Л. Польская. – М.: Дет. лит., 1987. – 208 с.: ил. (В мире прекрасного).
7. Ромм, Михаил. Устные рассказы [Текст] / М. Ромм. – М.: Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр», 1989. – 192 с.: ил.
8. Довженко в воспоминаниях современников [Текст] / сост. Л. И. Пажитнова, Ю. И. Солнцева; авт. предисл. С. А. Герасимов. – М.: Искусство, 1981. – 278 с.: фот.
9. Рязанов, Эльдар. Неподведённые итоги [Текст] / Э. Рязанов. – Изд-е 4-е, доп. – М.: Вагриус, 2003. – 636 с.: фот.
10. Советские кинорежиссёры о кино [Текст]: Партийность. Народность. Социалистический реализм / Госкино СССР, Всесоюзный научно-исследовательский институт киноискусства; отв. ред. С. И. Громов; ред.: А. Г. Дубровин, Л. К. Козлов. – М.: Искусство, 1986.
11. Фрейлих, Семён Израилович. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского [Текст]: Учебник / С.И. Фрейлих. – Изд-е 2-е. – М : Академ. проект, 2002. – 512 с. (Программа «Культура России»).
12. Юткевич, Сергей. О киноискусстве [Текст]: Избранное / С. Юткевич; отв. ред. С. И. Фрейлих; Академия наук СССР, Институт истории искусств Министерства культуры СССР. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1962. – 364 с.: фот.
Отдел литературы по искусству