«Памяти Гейдара Джемаля»

   В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова 8 декабря прошла очередная встреча философско-интеллектуального клуба «Эпохе», которая была посвящена общественному деятелю Гейдару Джемалю.

   Джемаль Гейдар – азербайджанский исламский общественный деятель, председатель Исламского комитета России; сопредседатель и член президиума Общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие»; постоянный член Организации «Исламо-арабская народная конференция»; один из инициаторов создания и член координационного совета Левого фронта России; депутат Национальной ассамблеи Российской Федерации. Принимал участие в Маршах несогласных.

   Гейдар Джахидович Джемаль родился в столице России, Москве, 6 ноября 1947 года. Его отцом был Джахим Джемаль, а матерью – Ирина Шаповалова. Семья была интернациональной, так как глава семейства являлся чистокровным азербайджанцем, а его супруга – русской с кавказскими корнями.

   Огромный вклад в воспитание Гейдара внёс его дед, который взял мальчика к себе после того, как его родители развелись. Именно он привил ему любовь к философии и исламу, что в дальнейшем и определит то, кем станет Гейдар Джемаль.

   Окончив школу, Джемаль поступает в один из самых уважаемых на то время вузов Москвы – Институт восточных языков при МГИ. К сожалению, учёба там долго не продлилась, так как на втором курсе его отчислили за неприемлемую идеологию. Поэтому в конце 1966 года Гейдар Джемаль устраивается работать корректором в издательство журнала «Медицина». Там он заводит новые знакомства, благодаря которым и попадает в кружок на Южинском (известный читательский клуб, который практиковал оккультные науки).

   Участник клуба «Эпохе» научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Камиль Дадаев считал Гейдара Джемаля своим духовным наставником и посвятил ему своё стихотворение.

Настала ночь

(Памяти Гейдара Джемаля)

Настала ночь. Она была здесь прежде

Все эти тленных десять тысяч лет,

Хватая нас за дряхлые одежды,

В виски целуя тех, кого уж нет;

Виски дырявя тем, кто еле дышит

Предчувствием неумолимого конца;

Тем, кто призыв из запределья слышит,

Срывая маску с чистого лица.

И кто ты в ней?

Героев нет. Их век утерян безвозвратно.

И вот мы вздрагиваем, глядя в пустоту,

Сырой бессмыслицей насытив мозг квадратный,

Боясь переступить заветную черту.

И в пасти этой беспрерывной ночи,

Где растворился самый яркий силуэт,

И смерть глубокой тишиною слух щекочет,

Мы ищем тех, кто в себе носит странный свет.

Но мысль мертва!

Но мысль чадящая нас не спасёт от пасти

В предрасположенности к траурной зиме.

Как камни носим мы за пазухою страсти

И слишком глубоко завязли в этой тьме.

Что нам осталось? Лишь скорбеть о настоящем,

Что дышит пылью свежевырытых могил,

И не стыдиться вновь оплакивать тех спящих,

Кто мыслью нас из снов когда-то возвратил.

Прощай, Джемаль.

Настанет час. И я надеюсь, очень скоро

По милости Всевышнего в раю,

Как ученик, что в поисках фавора,

Пожму я крепко руку правую твою.

Но нынче все мы в лапах ночи этой,

Что давит скорбной вестью каждому на грудь.

Тебя – Учителя, Философа, Поэта –

В последний провожаем путь.

Аллах Акбар!

                                  (6.XII.2016)

   Некоторые работы Джемаля, например «Ориентация – Север», автор стихотворения до сих пор не осилил и продолжает работать в том направлении, чтобы понимать их.

   Камиль Дадаев выразил глубокое сожаление о том, что так и не проявил должной настойчивости, чтобы встретиться с Джемалем.

   Всех заинтересовавшихся философским клубом «Эпохе» приглашаем на встречи в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова по четвергам в 18.00.

Главный библиотекарь отдела

культурных программ Ольга Алиева

Яндекс.Метрика