После длительного перерыва 2 декабря состоялась встреча участников дискуссионного философского клуба «Время и бытие».
Организатор клуба – философ, магистрант Дагестанского государственного университета Джамирза Магомедов – выступил с докладом «Трансцендентальный эмпиризм. Жиля Делёза».
Жиль Делёз – французский философ, представитель континентальной философии постмодернизма. Философия Делёза стоит в стороне от основных философских направлений XX века, но занимает важное место в современных дебатах об обществе, политике, творчестве и субъективности.
Делёз стремится к разработке опыта интенсивного философствования, к тому, что сам он определяет как философию становления. При этом он опирается на маргинальную философскую традицию (стоицизм, спинозизм) и на опыты художественного и литературного авангарда. Делёз называет художников «клиницистами цивилизации», сближая их со знаменитыми врачами-симптомологами, обновившими диагностику. Каждый из подобных клиницистов максимально рискует, экспериментируя на себе, и этот риск даёт ему право на диагноз. Философ может занимать, по Делёзу, две позиции: либо резонировать по поводу уже поставленного диагноза, либо самому отважиться на опыт интеллектуальной диагностики. Главная тема раннего Делёза – инверсия традиционного метафизического соотношения тождества и различия. Согласно Делёзу, от Платона до М. Хайдеггера различие всегда понималось как нечто вторичное и подчинённое – опосредованное различие между тождествами.
Делёз – профессор Университета в Париже, автор целого ряда книг. Несколько работ написаны им в соавторстве с философом и психоаналитиком Ф. Гваттари.
Последней книгой философа стал сборник статей «Критика и клиника» (1993). Делёз тяжело заболел (рак лёгкого), его подключили к дыхательному аппарату. Не в силах, как пишет Ф. Досс, вынести невозможность нормально работать, Жиль Делёз совершил самоубийство, выбросившись из окна.
Что же такое трансцендентальный эмпиризм? Если традиционная философия понимала трансцендентальное как единое, как абстрактное, воплощающееся в конкретном, то Делёз утверждает, что сама трансцендентальная сфера полагается как множественность. Множественность или гетерогенезис существуют на дорефлексивном, доиндивидуальном уровне, то есть данный дорефлексивный уровень следует понимать не как единое, некую упорядоченность, космос, но как хаосмос, абсолютный гетерогенезис, становление.
«На мой взгляд, сингулярная онтология необходима Делёзу для того, чтобы обосновать свою социальную философию, шизоанализ, для того, чтобы отстоять суверенитет сингулярного перед всеобщим. Всеобщее, по Делёзу, по определению тотально – другими словами, всякое всеобщее как некое «тело без органов» присваивает себе часть производства сингулярности в виде «прибавочного продукта», рассуждал организатор клуба.
Вот почему Делёз предлагает маргинальное мышление как возможность выйти из-под контроля всеобщего, попытку мыслить из социальных «складок» (под социальной складкой я понимаю переходную зону, в которой обитает маргиналий, то есть то, что делает маргиналия маргиналием. Именно в таких зонах перехода и возникает возможность мышления. Таким образом, чтобы мыслить, маргиналий должен быть на поверхности, как клещ, всегда способный занять новую территорию, детерриторизироваться, ретерриторизироваться). Углубление же опасно, опасно для мышления, так как углубление стирает различия, унифицирует, Индивид, становясь частью тела без органов, перестаёт производить, желающее производство угасает.
Тема встречи была насыщенная и обсуждалась с интересом!
Главный библиотекарь
отдела культурных программ Ольга Алиева,
магистрант ДГУ Джамирза Магомедов