В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова 6 октября прошла встреча участников философско-интеллектуального клуба «Эпохе». «Новый министр – новая философия российского образования?» – так звучала тема встречи.
Сотрудница администрации президента Ольга Васильева 19 августа сменила Дмитрия Ливанова на посту министра образования и науки России.
Как только она приступила к исполнению своих обязанностей, сразу сделала несколько важных заявлений: коррекционные школы больше не станут закрываться, внеурочное время школы будут тратить на развивающие занятия, а не на натаскивание на ЕГЭ, при закрытии неэффективных вузов и филиалов учтут все нюансы, и каждый случай рассмотрят индивидуально.
Среди первых мер по улучшению ЕГЭ министр предложила добавить устную часть в экзамен по русскому языку и литературе.
Обо всём этом поведал собравшимся заведующий кафедрой онтологии и теории познания ДГУ, директор НИИ практической философии и методологии социальных инноваций при ДГУ Мустафа Исаевич Билалов.
Качество образования – принципиально важный вопрос, влияющий не только на интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, но и на общее будущее страны. Советская система образования была почти разрушена, но на смену ей не пришло ничего относительного достойного. На кризис российской системы образования влияет не только смена политического строя, но и всё более усиливающаяся глобализация.
Основными проблемами образования являются кризис традиционной системы образования, низкий уровень финансирования, коррупция.
Однако на замену индустриальному обществу приходит информационное общество, мир развивается в условиях глобализации, что обусловливает необходимость коренных реформ в нынешней системе образования. В обновлении нуждаются принципы подачи учебного материала, роль учителя в образовательном процессе. Требуются внедрение в учебный процесс инновационных технологий, оснащение учебных заведений компьютерами и современной техникой. Теоретическая подготовка учеников должна быть направлена не на простое заучивание информации, а на её понимание и умение применить полученные знания в практической деятельности. Стоит отметить, что XXI век – время стремительного научного прогресса. Таким образом, сегодняшние учебные материалы для образовательных учреждений уже завтра становятся устаревшими. Требуется постоянное обновление преподаваемых знаний в соответствии с последними научными достижениями.
Российские учебные заведения всех уровней сталкиваются с постоянным недофинансированием. Хроническая нехватка денежных средств негативно влияет на уровень зарплат работников в сфере образования. С каждым годом эта проблема становится лишь острее, ведь учебным заведениям требуются компьютеры, современное оборудование, учебники, соответствующие новейшим научным достижениям. Реформы в сфере образования невозможны без качественного обновления педагогического состава, но решение этой задачи затрудняется низкой престижностью профессии учителя, являющейся следствием низких заработных плат в сфере образования.
Коррупция в российской системе образования – многоликое и многоуровневое явление. Сюда можно включить и денежные поборы с родителей школьников, и хищение бюджетных средств, и взятки, и продажу подложных дипломов, и изготовление поддельных документов об образовании. Против коррупции принимается много законов, однако работают ли они – сложный вопрос. В частности, снизить коррупцию предполагалось при помощи внедрения ЕГЭ, однако привела ли эта мера к нужным результатам – до сих пор спорят не только рядовые граждане, но и эксперты. Высокий уровень коррупции в учебных заведениях блокирует возможность получения качественного образования для детей из необеспеченных семей.
Для решения проблем в российской системе образования явно недостаточно мелких преобразований. Проблемы имеются практически на каждом уровне системы, и их решение – важнейшая стратегическая задача России. Новое время требует новых реформ, способных повысить образовательный уровень российский граждан, умножить количество квалифицированных сотрудников и поднять качество образования в России до международных стандартов.
В итоге прошедшей дискуссии все согласились в одном: коррупция – это то, что мешает жить достойно и свободно.
О.А. Алиева, главный библиотекарь отдела культурных программ