Эстетика. Художественные вечера

   В малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова 25 июля состоялась очередная ежемесячная встреча проекта «Эстетика. Художественные вечера». Напоминаем, что проект представляет собой культурно-дискуссионное мероприятие, проводимое в русле художественного просвещения. Каждый художественный вечер посвящён обсуждению работ художников. Постоянный ведущий, коллекционер-любитель Тамерлан Гаджиев, наглядно представляет труды определённого художника, рассказывает его биографию.

   На этот раз встреча была посвящена Зинаиде Серебряковой, одной из первых русских женщин, вошедших в историю живописи, наследнице прекрасных и знаменитых художественных семей Бенуа-Лансере.

   У Зинаиды Серебряковой настолько сильна была любовь к миру, любовь ко всему, что её окружает, что она передаётся людям, которые потом смотрят картины художницы. У неё был дар любви, который проявлялся в любви к искусству и к людям.

   Зинаида Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении «Нескучное» под Харьковом. Её отец был известным скульптором. Мать происходила из семьи Бенуа, в молодости была художником-графиком. Её братья были не менее талантливы: младший был архитектором, а старший – мастером монументальной живописи и графики.

   Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа — брату матери — и своему старшему брату.

   Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа, и в имении «Нескучное». Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразилось в её творчестве.

   В 1886 году после смерти отца семья перебирается из имения в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью. С увлечением рисовала и Зина. В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1902—1903 годах во время поездки в Италию она создала множество набросков и этюдов.

   В 1905 году она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова — своего двоюродного брата. После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры.

   Через год молодые возвращаются домой. В «Нескучном» Зинаида напряжённо работает — создаёт этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы уже можно разглядеть её собственный стиль, определить круг её интересов.

   В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждёт настоящий успех. В этом году на 7-й выставке русских художников в Москве Третьяковская галерея приобретает автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зелень осенью». Её пейзажи великолепны — чистые, яркие тона красок, совершенство техники, небывалая красота природы.

   Расцвет в творчестве художницы происходит в 1914—1917 годах. Зинаида Серебрякова создала серию картин, посвящённых русской деревне, крестьянскому труду и русской природе: «Крестьяне», «Спящая крестьянка».

   В картине «Беление холста» раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста.

   В 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлёк к работе и Зинаиду. Художница занялась темой стран Востока: Индии, Японии, Турции. Она аллегорически представила эти страны в виде прекрасных женщин. Одновременно она начала работу над композициями на темы античных мифов. Особую роль в творчестве Зинаиды Серебряковой занимают автопортреты.

   Во время гражданской войны муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Переехать в Петроград казалось невозможно, и Зинаида отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Её родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все её работы. Позже умер её муж. Обстоятельства заставляют художницу оставить Россию. Она отправляется во Францию. Все эти годы художница жила в постоянных мыслях о муже. Она написала четыре портрета мужа, которые хранятся в Третьяковской галерее и Новосибирской картинной галерее.

   В 20-х годах Зинаида Серебрякова вернулась с детьми в Петроград, в бывшую квартиру Бенуа. Дочь Зинаиды, Татьяна, начала заниматься балетом. Зинаида вместе с дочерью посещает Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала. В 1922 году она создала портрет Д. Баланчина в костюме Вакха. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.

       

                                                                                                Балетная уборная,Снежинки                                                 Балерины в уборной

   Семья переживает тяжёлые времена. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у неё ничего не получилось. Она любила работать с натурой.

   В первые годы после революции в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ею картины были проданы. На вырученные деньги она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы. В 1924 году она уезжает.

   Годы, проведённые в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. Её первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям. В 1961 году в Париже её навещают два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже, в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве. В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве. В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.

   Мероприятие «Эстетика. Художественные вечера» проходит в последний понедельник месяца в 17.00 в малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова. Следите за объявлением на сайте библиотеки!

Ольга Алиева, главный библиотекарь отдела культурных программ

 

Яндекс.Метрика