В универсальном читальном зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова 2 июля 2016 года состоялась праздничная (11-я) встреча книжного клуба «Волшебный витраж». «Волшебный витраж» существует уже год, и к юбилею клуба в качестве основного произведения был выбран роман американского писателя Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом».
Один из идолов бит-поколения, бунтарь Кен Кизи (17 сентября 1935 – 10 ноября 2001) родился в местечке Ла-Хунта, что в штате Колорадо, в семье владельца маслобойни. Юность будущего писателя прошла на отцовской ферме, где он рос и воспитывался в добропорядочной, набожной американской семье.
После окончания факультета журналистики в Орегонском университете Кизи попадает на курсы писательского мастерства в Стэндфордском университете и переезжает на Перри-Лейн – один из элитных районов Стэндфорда, где собиралась местная богема. Там он знакомится с молодым психиатром Виком Ловеллом, который рассказывает ему о фрейдизме и об очень интересных экспериментах, проводимых в Ветеранском госпитале. Кизи с удовольствием присоединяется к экспериментам, которые заключались в исследовании влияния психотропных веществ на человеческое сознание.
При помощи всё того же Ловелла Кен устраивается санитаром в ночную смену в психиатрической лечебнице, работа в которой и приводит его к мысли о создании романа «Над кукушкиным гнездом» (Кизи не поверил, что пациенты клиники психически больные, а посчитал их несчастными людьми, отвергнутыми обществом).
Действие книги, изданной в 1962 году, разворачивается в психиатрической лечебнице, где под бдительным присмотром санитаров и тираничной старшей медсестры Гнусен (очень говорящая фамилия, характерная деталь для многих классических произведений) проживают «острые» (пациенты, имеющие возможность покинуть клинику по собственному желанию), «хроники» (пациенты, не имеющие такой возможности) и «овощи» (не имеющие никаких возможностей). Повествование ведётся от лица одного из хроников – индейца по фамилии Бромден, что делает интересной саму структуру произведения (и добавляет проблему притеснения коренного населения США), наполненного галлюциногенными видениями и своеобразным образным мышлением пациента. Причём поначалу довольно сложный, уплотнённый, насыщенный психоделией текст становится всё проще по мере выздоровления Вождя, обретения им уверенности в себе.
Кизи использует психиатрическую лечебницу как модель современного ему американского общества, так называемой «системы» (или, говоря словами Бромдена, «комбината»). И модель оказывается довольно наглядной: мнимая свобода личности (хроники ведь могут уйти, когда захотят, но боятся, что не смогут жить самостоятельно, без контроля сестры Гнусен), культивируемая «одинаковость», подавление инакомыслия (причём подавление групповое. Достаточно вспомнить, как охотно доносят друг на друга пациенты, как они на протяжении нескольких «сеансов» все вместе травят одного товарища по несчастью), манипуляции и попытки поменять мнение большинства (когда Гнусен пытается очернить Макмёрфи, выдавая его за простого мошенника, зарабатывающего себе деньги) и т.д.
Приход в клинику шумного, живого Макмёрфи становится глотком свежего воздуха для пациентов (и для многих читателей. Большая часть юмора, а его в книге немало, исходит именно от этого персонажа), их надеждой на спасение. И тут мы возвращаемся к религиозному воспитанию Кена Кизи, потому как образ Макмёрфи придаёт повествованию библейский оттенок (Спаситель, ведущий за собой людей, переносящий ради них пытки и, в конце концов, жертвующий собой).
Кизи создал удивительного персонажа, олицетворяющего вообще всё, что можно (а читатель может выбирать по своему вкусу, в зависимости от того, как он понял произведение).
В целом участники клуба положительно оценили произведение американца и выразили желание продолжить знакомство с творчеством Кена Кизи.
Бонусной книгой встречи стал роман Эдуарда Вениаминовича Лимонова «Это я, Эдичка». Эдуард Лимонов (а на самом деле Савенко), родившийся в 1943 году в городе Дзержинск, – одна из самых скандальных и неоднозначных личностей в русской литературе. Вечный оппозиционер/революционер, недовольный властью, обществом, собой, родными, близкими, ходом истории, эволюции и человечеством, ещё в 1958 году начал свою литературную деятельность с написания стихотворений. Довольно быстро стал известным оппозиционным поэтом, участвовал в различных акциях, за что в 1973 году товарищ Андропов назвал Лимонова «убеждённым антисоветчиком». По всей видимости, это был своего рода намёк, потому как уже в 1974 году Лимонов перебрался в США (сам Лимонов утверждает, что сотрудники КГБ прямо посоветовали ему отправиться за океан), где и был написан роман «Это я, Эдичка».
«Эдичка» – один из тех романов, которые начинали ругать ещё до прочтения. Написанное в очень тяжёлое для автора время, произведение представляет собой жгучий экстракт негативных эмоций, мыслей и переживаний человека, находящегося на грани, человека обозлённого, отчаявшегося и одинокого. Поэтому принятие этого экстракта внутрь далеко не всем покажется приятным занятием. Лимонов совершенно не пытается облечь своим мысли в «цивилизованную» форму, придать им лоска и витиеватости, облагородить. Он вываливает их на читателя в предельно откровенной форме (можно даже сказать, в нарочито откровенной), заправляя весь этот винегрет не самыми приятными подробностями.
Роман описывает эмигрантскую жизнь Лимонова в США, и тема эмиграции становится одной из центральных в этом произведении. Ностальгия и одновременная критика родины, разочарование своей новой страной и, как следствие, ненависть к ней, сравнение недостатков СССР и США (и обнаружение того, что общего у этих стран куда больше, чем кажется на первый взгляд), критика современного общества в принципе.
Не следует забывать и того факта, что книга написана Лимоновым сразу после разрыва с любимой женой Еленой, и потому другой главной темой романа становятся темы любви, одиночества, усталости.
«Это я, Эдичка» вполне укладывается в рамки постмодернистской литературы, представителей которой сравнивать и оценивать довольно трудно. Роман Лимонова имеет своей целью скорее воздействие на эмоции читателей, а не поиски какой-то истины и погружение в вязкие болота философии. Поэтому не следует ждать от этого произведения, что оно что-то «даст» своему читателю. Этого вообще не надо ждать ни от какого произведения. Литература – искусство, а оно, как известно, никому ничего не должно (старина Оскар Уайльд и вовсе утверждал, что искусство ОБЯЗАНО быть бесполезным, невольно ставя ему новые рамки).
Обсуждение романа Лимонова прошло оживлённо. Участники книжного клуба единодушно (почти) осудили автора за избыток нецензурной брани (её было действительно слишком много, и это выглядело наигранно), неприятных сцен (ох уж это его «делать любовь»). Задавались вопросы о пользе произведения (ответ выше), ставилась под сомнение искренность писателя (автор отчёта считает, что соотношение искренности и искусственности примерно 50/50). Никто из участников (почти) не выразил большого желания продолжить знакомство с автором (ну, может быть, когда-нибудь, когда будет совсем нечего почитать).
В качестве нововведения участникам клуба было предложено на месте прочитать и обсудить небольшой рассказ молодого начинающего автора Артура Смита «Жизнь на разных скоростях».
Встреча прошла в весёлой, уютной обстановке, между обсуждениями книг была задута свеча на праздничном торте, после чего каждый участник получил красочный конверт с пожеланиями и небольшим индивидуальным заданием на лето, заключающимся в прочтении двух произведений.
Книжный клуб берёт небольшой перерыв.
Для обсуждения на следующую встречу, которая состоится 27 августа в 14.00, выбраны следующие книги:
Основная: Кнут Гамсун, «Плоды земли».
Бонусная: Джером К. Джером, «Трое в лодке, не считая собаки».
Ждем всех любителей чтения, желающих обсудить прочитанное в приятной компании.
Универсальный читальный зал