24 мая в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова состоялось очередное заседание дискуссионного философского клуба «Время и бытие».
Участники клуба обсуждали тему «Конец истории (Фрэнсис Фукуяма).
С докладом выступал организатор клуба аспирант философского факультета Дагестанского государственного университета Джамирза Магомедов.
Фрэнсис Фукуяма – американец японского происхождения. Он родился 27 октября 1952 года в Чикаго. В 1974 году окончил Корнелльский университет, а в 1977-м получил в Гарварде степень доктора политических наук. Его карьера началась в Управлении политологических исследований РЭНД-корпорации, где он работал с 1979 по 1996 год. С 1996 года по настоящее время Ф. Фукуяма является профессором политологии в Университете Дж. Мэйсона в городе Фэрфакс (штат Виржиния).
В 1989 году Ф. Фукуяма опубликовал в журнале «National Interest» статью с интригующим названием «Конец истории?». Она была перепечатана более чем в тридцати странах. Через три года, в 1992 году, он опубликовал книгу «Конец истории и последний человек», а в 1995-м – «Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния». Эти книги окончательно закрепили за ним славу блестящего политолога. Позднее появились и новые свидетельства его таланта: книги «Великое крушение» и «Наше постчеловеческое будущее», а также многочисленные статьи («Главенство культуры», «Началась ли история опять?», «Почему мы должны беспокоиться?» и др.).
Остановимся здесь на самых значительных работах Ф. Фукуямы.
«Конец истории и последний человек». Что же хочет сказать Фукуяма? Согласно автору обсуждаемой концепции, история в смысле борьбы идеологий завершилась, последняя борьба идеологий была борьбой между СССР и Западом, и развал социалистического союза показал, что социализм проиграл историческую борьбу за идеологическую гегемонию. Либеральная демократия как мировая идеология, по прогнозу Фукуямы, продолжит расширять свои границы и в конце концов распространится по всему миру. Критики Фрэнсиса Фукуямы заметили, что он не учёл бурно развивающегося исламского фактора, на что последний ответил, что ислам может развиваться лишь на исторически исламизированных территориях, что неприятие исламской идеологии представителями других цивилизаций очевидно, последним серьёзным идеологическим оппонентом был социализм, но социализм пал.
Действительно, наблюдается тенденция усиления идеологии классического либерализма, но вместе с тем в тех же либеральных странах Западной Европы прослеживается и противоположная тенденция, а именно поворот в сторону социализма. Например, социальные выплаты, забота о безработных, дешёвые коммунальные услуги, бесплатные образование и медицина. А скандинавские страны являются ярким примером социалистически ориентированных государств. Таким образом, представление людей о свободе меняются, границы сознания расширяются; приходит понимание, что организация благоприятной жизни граждан является залогом процветания государства.
Обсуждение темы было интересным и насыщенным.
Всем участникам клуба большое спасибо!
Всех заинтересовавшихся дискуссионным философским клубом «Время и бытие» приглашаем на встречи в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова (3-й этаж) по вторникам в 18.00.
Главный библиотекарь отдела культурных программ Ольга Алиева
и аспирант философского факультета ДГУ Джамирза Магомедов