«Искатель правды»

   Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Искатель правды», посвященная  545-летию со дня рождения немецкого художника  Альбрехта Дюрера.

   Альбрехт Дюрер - знаменитый немецкий художник, живописец, график, гравер. Родился в 1471 году в Нюрнберге - умер в 1528 году. Является признанным во всём мире художником, мастером ксилографии и величайшим мастером западноевропейского Ренессанса. Этот художник является одним из самых загадочных художников с необычным взглядом на искусство и мировоззрением. Кроме религиозных, мифических и мистических картин, он занимался портретами и автопортретами. Особое место в его искусстве можно уделить гравюрам, с которыми можно ознакомиться в публикации Альбрехт Дюрер гравюры.

   Посещение Италии и Нидерландов повысило интерес Дюрера к науке. Он углублённо изучал натуру и разрабатывал учение о пропорциях. Помимо огромного количества изобразительных работ Дюрер оставил большое теоретическое наследие «Руководство к измерению», «Наставление к укреплению городов», «Четыре книги о пропорциях человека». Художник много работает над пейзажем «Вид Триента», «Домик у пруда».

«Вид Триента»

   В серии гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498 г.) он обратился к теме конца мира, предчувствуя время перемен. В последующих циклах — «Большие страсти», «Жизнь Марии», «Малые страсти», «Святой Евстафий» и «Немезида»— мастерство Дюрера достигает совершенства. Но вершиной его творчества по праву считаются так называемые мастерские гравюры 1513—1514 гг. «Всадник, смерть и дьявол», «Меланхолии», «Святой Иероним».

«Жизнь Марии. Серия гравюр»

«Мученичество десяти тысяч христиан»

   Дюрер много времени посвятил изучению обнажённой фигуры, его интерес к анатомии носил научный характер и воплотился в гравюрах на меди «Адам» и «Ева». Использует он в гравюрах и традиционные мотивы народного быта «Три крестьянина», «Пляшущие крестьяне. Так же внимательно Дюрер подходит и к портрету «Портрет отца», «Женский портрет», «Портрет матери», «Портрет молодого человека», «Портрет Эразма  Роттердамского».

   В 1526 г. художник создаёт последнюю работу — живописную композицию-диптих «Четыре апостола».

«Четыре Апостола»

   Дюрер завоевал почётное положение в родном городе, известность в Германии и за рубежом. Он дружил с виднейшими учёными, получал заказы от императора, князей и богатых бюргеров.

   Прямо перед смертью Дюрер готовил к публикации свой трактат о пропорциях для художников, но 6 апреля 1528 года скончался и был похоронен на кладбище Иоанна в Нюрнберге, где его могила находится, и по сей день.

Список литературы:

   1. Альбрехт Дюрер [Текст]: О шрифте Факсимиле / ред. Л. Я. Давтян. - Москва: Книга, 1981. - 78 с.: ил.;

   2. Дюрер 1471 -1528 [Текст]: Каталог выставки гравюр из собрания Государственного Эрмитажа. - Ленинград: Аврора, 1971. - 231 с.: ил.

   3. Зарницкий С. В. Дюрер [Текст]: Жизнеописание Альбрехта Дюрера, Нюрнбергского мастера, повествование о его времени, в котором он жил, и о людях, которые его окружали, о его многотрудных поисках красоты, горестях и радостях, о смерти художника и бессмертии его труда / С. В. Зарницкий. - Москва: Мол. гвардия, 1984. - 351 с.: ил.

   4. Либман, М. Я. Дюрер и его эпоха. Живопись и графика Германии конца ХV и первой половины XVI в. [К 500-летию со дня рождения А. Дюрера. 1471 - 1971] [Текст] / М.Я. Либман. - Москва: Искусство, 1972. - 240 с.: цв. ил.

   5. Львов С. Л. Альбрехт Дюрер [Текст] / С. Л. Львов. - Москва: Искусство, 1985. - 320 с.: портр.

   6. Нессельштраус Ц. Г. Рисунки Дюрера [Текст] / Ц. Г. Нессельштраус. - Москва: Искусство, 1966. - 158 с.: ил., цв. ил.

   7. От Дюрера до Пикассо [Текст]: 50 лет собирания и изучения западноевропейского рисунка в Государственном Эрмитаже. Каталог / сост. И. С. Григорьева. - Ленинград: Советский художник, 1968. - 45 с.: ил.

Отдел литературы по искусству

Яндекс.Метрика