В отделе иностранной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлена выставка «Знаменательные даты мая».
Рабиндранат Тагор (1861–1941)
Рабиндранат Тагор – известный индийский поэт, писатель, драматург, художник, философ и общественный деятель. Этот человек оставил неизгладимый след в сердцах многих поколений не только народа Индии, но и людей всех стран мира.
Он родился в очень богатой семье людей, склонных к искусству. Все его братья и сёстры также внесли свой вклад в различные сферы искусства.
Жена Рабиндраната Тагора, а также двое его детей умерли в молодом возрасте.
Рабиндранат с детства искал смысл жизни. Однажды его взор упал на вырванную из книги страницу со шлокой (санскритский эпический стих) о том, что Бог есть источник счастья и что человек не должен стремиться к материальным благам и богатству, чтобы постичь истину. Этот случай послужил вдохновляющим фактором для литературной деятельности Тагора. Считается, что в середине жизни на поэта снизошло духовное просветление.
В 1905 году Рабиндранат Тагор принёс славу Индии, став первым неевропейским лауреатом Нобелевской премии. Его самое известное литературное произведение называется «Гитанджали».
Позднее он путешествовал по всему миру, включая Китай и Россию, встречался с великими личностями, такими как Махатма Ганди, с которым имел много общего, несмотря на некоторые, пусть поверхностные, разногласия в вопросах национализма, культурного обмена, патриотизма, экономики и т.д. Поэта связывала 40-летняя дружба с Джавахарлалом Неру, первым премьер-министром Индии, имевшим почётное звание «пандит» (учёный).
Диалог между Альбертом Эйнштейном и Рабиндранатом Тагором лёг в основу книги о философии высших материй под названием «О природе реальности».
Рабиндранат Тагор – автор национального гимна Индии, а его песня «Амар Сонар Бангла» стала национальным гимном Бангладеш. В 1918 году он основал университет Висва-Бхарати, используя свои премиальные деньги. В этом учебном заведении обучение ведётся по системе индивидуального подхода к каждому студенту.
Помимо своей литературной деятельности Рабиндранат Тагор управлял своими семейными поместьями, тем самым сближаясь с народом и узнавая о его нуждах и потребностях. Впоследствии он стал ключевой фигурой в бенгальском ренессансе. Он начал свой путь поэтом-романтиком, а превратился в путеводную звезду людей из самых разных сфер общества.
Рабиндранат Тагор прожил долгую жизнь и скончался 7 августа 1941 года в возрасте 80 лет.
Альбрехт Дюрер (1471–1528)
Альбрехт Дюрер – немецкий живописец и знаменитый европейский мастер ксилографии, один из величайших западноевропейских мастеров эпохи Ренессанса, появился на свет 21 мая 1471 года от рождества Христова в городе Нюрнберге.
В пору, когда отцветали яблоневые сады, а в воздухе разливался запах молодой зелени, в семье Дюреров родился очередной, 19-й по счёту ребёнок, Альбрехт, и родители молили Бога, чтобы Он оставил его в живых. Небеса оказались благосклонны к мольбам, и ребёнок выжил.
Очень рано его тщеславный, но очень целеустремлённый отец сумел рассмотреть в своём сыне склонность к пониманию прекрасного, поэтому отдал его в обучение к ведущему нюрнбергскому художнику Михаэлю Вольгемуту.
Под руководством опытного мастера молодой Дюрер сумел освоить не только живопись, но и ремесло гравировки по дереву и меди. Завершив образование, он в 1490 году отправился в путешествие по городам Германии, а потом и дальше, в Швейцарию и Нидерланды. Эта поездка заняла четыре года. Вернувшись в родной Нюрнберг, молодой Альбрехт почти сразу женился и зажил своим домом. Даже молодая жена не смогла остановить его от путешествия в Италию, которое он предпринял вскоре после женитьбы.
Из Италии он возвращается в родной город полным замыслов и планов, и последующее десятилетие его творческой жизни было самым насыщенным и плодотворным. В период с 1495-го по 1505 год создана значительная часть гравюр, получивших впоследствии мировое признание. В 1505 году Дюрер ещё раз посещает Италию, может быть в надежде, что этот благословенный край художников и музыкантов ещё раз напитает его вдохновением.
За свою не очень короткую творческую жизнь Дюрер оставил довольно богатое наследие. Очень интересны его автопортреты, которых он написал несколько в разные периоды своей жизни. В 1500 году Дюрер пишет знаменитый «Автопортрет в образе Христа». Здесь вместо обычного самолюбования – трезвость и прямота богатой интеллектом личности, а образом Христа художник пытается выразить мысль, что в своём ремесле он творец сродни Богу.
Во время пребывания в Венеции Дюрер создаёт одну из самых прекрасных своих картин – «Праздник верёвочек». Её сюжет взят из мистической духовной практики, которую проповедовали монахи из Доминиканского Ордена. Они считали, что чтение молитвы с помощью вереницы помогает верующим католикам проникнуться не только мысленно, но и духовно. Только вместо бусинок, которые используют в других религиях, монахи-доминиканцы представляют венки из алых и белых роз. Именно этот момент и изображает художник.
Картина вызывает ощущение радости, праздника. Это одно из лучших изображений девы Марии с младенцем Иисусом.
Правитель Венеции предлагал Дюреру остаться на службе, обещая достойное вознаграждение за его искусство, но художник вернулся на Родину, где встретил старость и смерть 6 апреля 1528 года.
Мало кто знает, что последние годы Дюрер увлекался совершенствованием оборонительных укреплений городов и замков, и это ему принадлежит авторство нового типа укрепления, которое он назвал бастея, или бастион.
За более подробной информацией обращайтесь в отдел иностранной литературы НБ РД им. Р. Гамзатова.
Отдел иностранной литературы