«Величайший мелодист XX-го века»

   23 апреля исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося композитора, пианиста и дирижёра Сергея Сергеевича Прокофьева. Этой дате посвящена выставка «Величайший мелодист XX-го века», организованная отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова.

 

   Прокофьев не только один из великолепнейших композиторов современности, но и самый прекрасный кинокомпозитор.

С.М. Эйзенштейн

   Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 г. в имении Солнцевка (ныне село Красное) Донецкой области, где отец служил управляющим. В 1904 г. Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию; занимался композицией у А. К. Лядова, а инструментовкой – у Н. А. Римского-Корсакова.

   Окончил консерваторию в 1909 г. как композитор, после чего вновь поступил в неё уже по классу фортепиано. Если диплом композитора, по собственным словам Прокофьева, был «плохого качества» (отношения с педагогами у него не сложились), то окончание консерватории в 1914 г. как пианиста оказалось блестящим – ему была присуждена премия Антона Рубинштейна и выдан диплом с отличием.

   Ещё учась в консерватории, Прокофьев написал свой первый фортепианный концерт, который с триумфом исполнил на выпускном экзамене. Всего у него пять концертов для фортепиано, два для скрипки и один для виолончели. В 1917 г. Прокофьев написал Первую симфонию, назвав её «Классической». Вплоть до 1952 г., когда была создана последняя, Седьмая симфония, композитор постоянно обращался к этому жанру. Тем не менее, основные жанры в его творчестве – опера и балет. Оперу «Маддалена» Прокофьев сочинил в 1911 г., а балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» – в 1915 г. Настоящей удачей явилась опера «Игрок» по повести Ф. М. Достоевского.

   С 1918 по 1933 г. Прокофьев жил в Америке. За границей он успешно концертировал и писал музыку. В 1919 г. появилась его знаменитая опера «Любовь к трём апельсинам» по К. Гоцци, в 1925 г. – балет «Стальной скок», в 1928 г. – балет «Блудный сын». Вершины его балетного творчества – «Ромео и Джульетта» (1936 г.) и «Золушка» (1944 г.)

  

   В оперном жанре величайшими достижениями Прокофьева по праву считаются «Война и мир» (1943 г.) по Л. Н. Толстому и «Обручение в монастыре» (1940 г.) на сюжет «Дуэньи» Р. Шеридана.

   Выдающийся талант Прокофьева был высоко оценён как на Родине, так и за рубежом. В 1934 г. композитора избрали членом Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме, в 1946 г. – почётным членом пражской «Умелецкой беседы», в 1947 г. – членом Шведской королевской музыкальной академии.

   Он неоднократно был лауреатом Государственной премии СССР, а посмертно (1957 г.) Прокофьеву была присуждена Ленинская премия.

Список литературы:

  1. Блок, Владимир Михайлович. Метод творческой работы С. Прокофьева: Исследование [Текст] / В. М. Блок. – М.: Музыка, 1979. – 143 с.: фот.
  2. Кремлев, Юлий Анатольевич. Эстетические взгляды С. С. Прокофьева [Текст]: По материалам высказываний / Ю. А. Кремлев; Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. – М.; Л.: Музыка, 1966. – 155 с.
  3. Мартынов, Иван Иванович. Сергей Прокофьев [Текст]: жизнь и творчество / И. И. Мартынов. – М.: Музыка, 1974. – 559 с.: фот., нот. пр.; 21 см. (Классика мировой музыкальной культуры).
  4. Нестьев, Израиль Владимирович. Прокофьев С.С.[Текст] / И. В. Нестьев. – М.: Музгиз, 1957. – 528 с.: фот.
  5. Нестьева, Марина Израилевна. Сергей Прокофьев [Текст] / М.И. Нестьева. – Челябинск: Аркаим, 2002. – 240 с.: ил. (Биографические ландшафты).
  6. Прокофьев [Текст]: Материалы, документы, воспоминания / сост., авт. примеч. С. Шлифштейн. – 2-е изд., доп. – М.: Музгиз, 1961. – 708 с.: фот.
  7. Розинер, Феликс Яковлевич. Токката жизни. С. Прокофьев [Текст]: Музыковедческое повествование [Для среднего школьного возраста] / Ф. Я. Розинер. – М.: Молодая гвардия, 1978. – 207 с.: ил. (Пионер – значит первый).
  8. Сабинина, Марина Дмитриевна. «Семен Котко» и проблемы оперной драматургии Прокофьева [Текст] / М. Д. Сабинина. – М.: Сов. композитор, 1963. – 292 с.: нот. ил.
  9. Черты стиля С. Прокофьева [Текст]: Сборник теоретических статей / сост., ред., авт. предисл. Л. Г. Бергер. – М.: Советский композитор, 1962. – 316 с.: муз. пр.

Отдел литературы по искусству

Яндекс.Метрика