В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова 14 апреля состоялась очередная встреча философско-интеллектуального клуба «Эпохе». Тема встречи звучала так: «Что значит жить философией? Античные способы образа жизни».
Присутствующие прослушали выступление выпускницы ДГУ, аспирантки Ростовского государственного факультета философии Зайнаб Саидовой, ученицы доктора философских наук, профессора Мустафы Исаевича Билалова. Опираясь на книгу французского филолога и философа, историка, переводчика и комментатора античной философии Пьера Адо «Философия как способ жить», Зайнаб Саидова рассказала, что значит жить философией.
Книга Пьера Адо (почётный доктор Коллеж де Франс, автор трудов по истории философии, переводчик Плотина, Марка Аврелия, Эпиктета) удивительно ясно показывает, что философия представляла собой для древних не систему, но способ жизни, опыт пережитого, направленный на создание «формирующего эффекта» – упражнение на дорогах мудрости.
В своей книге философ показывает, что основополагающие установки ведущих философских эллинистических школ – стоицизма, эпикурейства и эклектизма – во многом совпадают с весьма распространённой сегодня идеей из сферы повседневного опыта: жить только настоящим моментом.
Книга построена в форме бесед с известным историком античной философии Пьером Адо. Философ делится своими воспоминаниями детства и взрослой жизни, а большая часть бесед посвящена неординарной теме философии как способа жить, представленной в виде взаимосвязи двух временно разрозненных полюсов античного мира и современности. Обо всём этом в своём докладе рассказала участникам клуба Зайнаб Саидова.
Философия представлялась также как метод для достижения независимости, внутренней свободы, состояния, в котором «Я» зависит только от себя самого.
Когда мы думаем о том, что подразумевает философская жизнь, мы замечаем, что имеется пропасть между философской теорией и философствованием как живым действием. Художник тоже внешне довольствуется тем, что применяет некоторые правила. Но существует несоизмеримая дистанция между абстрактной теорией искусства и художественным творчеством. Однако ведь и в философии речь идёт не только о создании произведения искусства, но и о самопреобразовании философа. Реальная жизнь в качестве философа соответствует порядку реальности, совершенно отличному от порядка философской речи.
Доклад аспирантки Зайнаб Саидовой был очень содержательным, и все участники клуба поддержали её бурными аплодисментами.
Участникам диспута большое спасибо!
Всех заинтересовавшихся философским клубом «Эпохе» приглашаем на встречи в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова по четвергам в 18.00.
Главный библиотекарь отдела культурных программ О.А. Алиева