Первая апрельская встреча участников литературного клуба «Верба» при отделе литературы по искусству НБ РД в 2016 году выдалась необычной. Одной из форм работы клуба являются встречи с интересными людьми. В этот раз прийти в гости к клубу «Верба» согласилась известный психолог Мадина Расулова.
Психолог провела с вербовцами два увлекательных интерактивных тренинга, влияющих на развитие творческих способностей.
Один из тренингов имеет название «Театр архетипов». Автор этой методики, кандидат медицинских наук Ирина Чеглова, основала её на двух основных идеях известных учёных Якоба Леви Морено и Карла Густава Юнга.
«Каждый из нас, каким бы уравновешенным и «проработанным» ни был, сталкивается с ситуациями, которые навязывают нам определённую роль, и мы вынужденно её играем, – пишет Ирина Чеглова, характеризуя свою методику. – Архетип – это образ и роль, в которую мы попадаем под влиянием ситуации, – бессознательно. И ведём себя порой как автоматы, запрограммированные на стрельбу мимо цели. И часто – рикошетом в себя.
Например, когда с человеком поступают несправедливо – он впадает в ярость и пытается мстить, вместо того чтобы спокойно обдумать ситуацию и предпринять реальные шаги для достижения собственных целей. Чтобы попасть в цель, важно осознать, с какой позиции целишься. И выбрать правильную.
Основатель глубинной психологии Карл Густав Юнг писал, что архетипов столько, сколько типичных жизненных ситуаций. В своей модели мы выделяем пять – Принц, Воин, Король, Маг и Шут.
Архетипы известны своей способностью объединять противоположности. Соответственно – верность заветам предков/стремление к развитию, наступление/оборона, власть/смирение, интеллектуальный анализ/системная интуиция и приспособление/провокация. И всему этому есть место в нашей жизни.
Задача освоения методики «Театр архетипов» – научиться осознавать и различать в себе и других людях архетипические роли, интегрировать заключённые в них ресурсы, мудро обращаться с противоречиями, разрешать конфликты, отвечать на сложные вопросы жизни...».
Благодаря таким тренингам можно развить в себе способность не ждать творческое вдохновение, а вызывать его по необходимости.
Конечно, практическая часть особенно заинтересовала участников литературного клуба. Желающим была предоставлена возможность определить, из какого дома (в какой роли) – Принца/Принцессы, Воина/Воительницы, Короля/Королевы, Мага/Волшебницы или Шута – они чаще всего пишут свои произведения. Это даёт лучшее понимание себя и возможность откорректировать творческое самоощущение.
«Работая с «Театром…», в четырёх углах «сцены» располагают Дома Принца, Воина, Мага, Короля. Дом Шута – в центре, – раскрывает автор методики её суть. – При этом человеку сообщаются типичные для каждой роли модели поведения. Чтобы в эти рамки он мог поместить, бережно осознать и, если нужно, скорректировать собственные убеждения и действия. Архетипы помогают сделать это легко и естественно, поскольку имеют свойство объединять в одном смысловом поле – Доме – все виды противоположностей: позитив и негатив, силу и слабость, сакральное и профанное, а также мужское и женское начала.
Принц – наследник ценностей и продолжатель традиций своей семьи, рода, страны. И – искатель новизны. Его задача в развитии души – наработка эмоций и впечатлений для постройки внутреннего образа мира. Отказ от ценностей предков превращает его в безродного Бродягу, а жёсткая привязанность – в зависимого Маменькиного сынка. Самое болезненное чувство – обида.
Дело Воина – достижение чётко поставленной цели. Реализация: экспансия, защита, производство. Ценности – эффективные навыки и технологии. Основная задача – обуздать собственную агрессивность. Воин всегда на границе: перед ним – цель, позади – ценность, которую он защищает. Фиксируясь лишь на цели, он может стать Убийцей, исключительно на ценности – «пушечным мясом» в чужой войне. Самое болезненное для него – несправедливость…
Король – созидатель и хранитель системы, гарант её стабильности и развития. Семья ли это, бизнес или государство. Он устанавливает её границы и правила, распределяет ресурсы. Задача – объединять других, создавая условия для жизни. Ценности – зрелая любовь, ответственность, забота о развитии. Слабость – в чрезмерном отождествлении себя с системой и забвении законов более высокого уровня, ограничивающих его власть и, одновременно, делающих её возможной. Если это происходит, расплата в виде отставки с должности или развода в семье может стать фатальной. Самое страшное для Короля – предательство. А ролевые противоположности – Марионетка и Диктатор.
Дом Мага – место уединённого созерцания. Маг хранит знания о прошлом, анализирует настоящее и моделирует будущее. Озарения открывают перед ним базовые законы жизни и перспективы системы, в которой он живёт. В этой роли человек эмоционально отстранён от происходящего вокруг. Не понятый окружением, может стать изгоем. Или злодеем, если использует своё интеллектуальное превосходство для мести. Отвращение, тревога и зависть, искажающие интуитивное вИдение – самые неприятные эмоции здесь.
Шут – регулятор психического напряжения. Не боясь «потерять лицо», выставляет в смешном свете себя и других: намеренно попадает в нелепые ситуации, плутует или провоцирует острым словцом. Как и другие архетипы, он также двойствен, и можно увидеть его Белую и Чёрную ипостаси. Белый – служит человеку и обществу, Чёрный – на нем паразитирует, провоцируя склоки и пустую суету. Главная опасность для человека под действием Шута – переиграть самого себя, и остаться в жизни этаким Флюгером – без собственной позиции и, в общем, без судьбы.
Итак, в театре архетипов клиент исследует свою проблему из разных Домов, с разных точек зрения. И учится тонко регулировать очерёдность и точность включения в различные роли. Осознанно опираясь на свои силы и компенсируя слабости. И тогда его Воин отважно защищает Принца, Король ставит перед Воином реальные достижимые цели, вовремя отличает его и награждает, Маг раскрывает перед Королём перспективы и предупреждает об опасности. Шут не даёт Принцу скучать, Воину тупо упираться в свои цели, Королю – закоснеть в мнимом всемогуществе, Магу – отлететь от реальности.
Так, играя на сцене собственной души, человек решает серьёзные жизненные задачи, как профессиональные, так и личные, на четырёх уровнях – ощущений, эмоций, мыслей и – реальных действий». (art-psychology.org/театр-архетипов/)
Затем настала очередь второго тренинга под названием «Королевский двор» – участник «Вербы» должен был из числа присутствующих сформировать «королевский двор»: правящую чету, министров, палача, наследников, стражу и др. Вызвался на эту ответственную роль 11-классник Гусейн Ижатаев. В его версии королевского двора присутствовал даже Победитель Драконов, роль которого сыграл поэт Энвер Шамсиев.
Участники «Вербы» поблагодарили гостью за интересное и познавательное занятие.
Далее вербовцы перешли ко второй теме встречи – прочли свои произведения на тему «Кино», отметив тем самым то, что 2016 год был назван Годом российского кино.
В завершение встречи участники «Вербы» обсудили проведение литературно-музыкального вечера в честь 15-летия своего клуба, который состоится 23 апреля в Национальной библиотеке РД. Очередную встречу и репетицию вечера назначили на 9 апреля.
Отдел литературы по искусству