В Универсальном читальном зале Национальной библиотеки РД им. Расула Гамзатова выставлен календарь знаменательных дат на март.
21 марта – Всемирный день Земли
«Земля – это огромный театр, в котором одна и та же трагедия играется под различными названиями».
Вольтер
Ежегодно 21 марта этот праздник отмечается уже более 30 лет и является одним из крупнейших светских мероприятий, проводимых под эгидой ООН.
В 1971 году в США было предложено отмечать особый день – Всемирный день Земли. Его дата – день весеннего равноденствия, особый день: он делит год пополам и считается началом тёплого времени года в Северном полушарии.
Этот праздник проводится под руководством представителей ООН более чем в 200 странах мира, его поддерживают миллионы людей разного возраста, вероисповедания и цвета кожи. Основная идея праздника – напомнить людям о необходимости защищать наш общий дом, планету Земля, от различных загрязнений, заботиться о соблюдении чистоты, о сохранении лесов, водоёмов, растительного и животного мира.
День Земли – особый праздник, он символизирует общность интересов всех людей на земном шаре, в этот день звонит Колокол Мира – символ мирной жизни, братства и дружбы для всех народов на земле. Первый такой Колокол был отлит в 1954 году в Японии – он был отлит из монет, собранных детьми всех стран и континентов, и подарен штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.
В нашей стране этот праздник ещё не стал широко популярным, он отмечается в России только с 1998 года, а первый Колокол Мира зазвучал в нашей стране совсем недавно – в 2008 году. Во всём мире инициаторами движения Дня Земли становятся учащиеся колледжей, средних школ, высших учебных заведений и просто прогрессивная молодёжь, а в нашей стране только очень небольшое количество молодых людей знает, когда будет Всемирный день Земли в этом году, и собирается его отмечать.
Давайте подержим инициативу других стран и отметим Всемирный день Земли в нашей стране!
Используемая литература:
1. Биогеография: учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.
В учебнике рассмотрены основные разделы современной биогеографии. Охарактеризованы биомы суши и океанов, рассмотрены проблемы сохранения биологического разнообразия.
2. Физическая география: Пособие для подгот. отд. и поступающих в вузы / Г.В. Володина. – М.: Высш. шк., 1995. – 304 с.
В книге в соответствии с учебной программой на современном научном и методическом уровнях изложены вопросы общей физической географии, а также географии материков и океанов.
Книга полезна учащимся средних школ, лицеев и гимназий.
3. Фишер Д. Рождение Земли / Д. Фишер. – М.: Мир, 1990. – 284 с.
В книге рассматриваются самые различные вопросы, имеющие отношение к этой проблеме. Для студентов, школьников, преподавателей, интересующихся проблемами космогонии.
22 марта – Всемирный день водных ресурсов
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься,
не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь».
Антуан де Сент-Экзюпери
Ежегодно 22 марта во многих странах мира отмечается Всемирный день водных ресурсов, или Всемирный день воды.
Этот день был установлен 22 декабря 1992 года по решению Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций.
Идея проведения Всемирного дня водных ресурсов впервые прозвучала на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию (ЮНСЕД), которая состоялась 3–14 июня 1992 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия).
В России этот день впервые отмечался в 1995 году под девизом «Вода – это жизнь».
Всемирный день воды призван привлечь внимание общественности к состоянию водных объектов и проблемам, связанным с их восстановлением и охраной; задуматься о роли воды в жизни каждого человека на Земле; привлечь внимание к проблемам нехватки питьевой воды, необходимости сохранения и рационального использования водных ресурсов, принимать необходимые меры для решения проблемы снабжения населения питьевой водой.
Большая часть всего объёма воды приходится на пресные поверхностные воды (реки, ручьи, озера, болота).
Россия обладает уникальным водно-ресурсным потенциалом. Суммарные ресурсы пресных вод России оцениваются в 10803 кубических километра в год.
Представленная литература:
1. Вода – необычное в привычном: Рассказы для любознательных / Текст С. Махотина. – СПб: ДЕТГИЗ, 2013. – 128 с.
Рассказы для любознательных. Книга для среднего и старшего школьного возраста.
2. Константинов В.М. Охрана природы / В. М. Константинов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 240 с.
В данном учебном пособии излагаются современные проблемы прикладной экологии. Характеризуется современное состояние природной среды и природных ресурсов.
3. Эколого-экономические проблемы России и её регионов. Учебное пособие для студентов экономических вузов В. Г. Глушковой. – М.: Московский лицей, 2003. – 304 с.
В пособии рассмотрены основные особенности экологической ситуации в России, дан краткий исторический обзор становления природопользования в нашей стране. Пособие содержит карты, схемы, рисунки, таблицы, а также контрольные вопросы и задания для самостоятельных работ.
4. Орлов Д.С. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении / Д.С. Орлов. – М.: Высшая школа, 2002. – 334 с.
В пособии освещены актуальные вопросы современного состояния биосферы. Подробно изложены понятия о предельно допустимых концентрациях, приведены установленные нормативы.
25 марта – День работников культуры
С днём работников культуры
Поздравляем вас, друзья!
Вы – весёлые натуры,
Нам без вас – никак нельзя!
Вы несёте радость жизни
И прекрасный добрый свет.
Пусть вас Муза не покинет,
Долгих творческих вам лет!
25 марта в России отмечают День культурного работника. Во время существования Советского Союза этот профессиональный праздник был исключён. И хотя Министерство культуры активно вело свою работу, деятели культуры в то же время отдельного праздника почему-то не заслуживали. Поэтому достойнейшая профессия долгие годы оставалась в тени. После развала СССР в Российской Федерации праздник решили учредить. Но статус государственного праздника он по-прежнему не имел в течение долгого периода. Таким образом, каждый отдельно взятый населённый пункт сам выбирал, когда назначить дату чествования своих культурных деятелей.
В самом начале 2007 года министр культуры А.С. Соколов выдвинул предложение придать официальный статус Дню культурного работника и сделать его одним из государственных профессиональных праздников. 28 августа 2007 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписывает документ об учреждении праздничного дня для многих-многих профессий – «Дня работников культуры России». Вот такой молодой с исторической точки зрения праздник! Можно сказать, совсем новорождённый.
Представленная литература:
1. Белик А. А. Культура и личность / А.А. Белик. – М.: Российск. Гос. гуманит., 2001. – 378 с.
В книге рассказывается об истории развития эволюции предмета и методов исследования, анализе основных теоретических проблем мышления и культуры.
2. Замятин Д. Н. Культура и пространство / Д.Н. Замятин. – М.: Знак, 2006. – 488 с.
Монография посвящена исследованию процессов взаимодействия культуры и пространства. Анализируются различные культурные традиции восприятия и воображения географического пространства.
3. Лихачёв Д.С. Русская культура. – М.: Искусство, 2000. – 440 с.
Книга эта, проблемная и глубоко личная, подарит каждому россиянину сознание причастности к великой культуре и ответственности за судьбу России.
4. Оганов А.А, Хангельдиева И.Г. Теория культуры / А.А. Оганов, И.Г. Хангельдиева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 416 с.
В книге представлено авторское изложение современной концепции культуры в целом и её основных структурных элементов в динамике развития.
31 марта – 420 лет Рене Декарту, французскому философу
Декарт Рене, французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии, родился в 1596 г. в Лаэ, в провинции Турень в западной части Франции. Происходил из старинного дворянского рода де Карт – отсюда впоследствии возникло его латинизированное имя Картезиус и направление в философии – картезианство. Образование получил в иезуитской школе. В 1629 г. переселился в Нидерланды, где 20 лет провёл в уединённых научных занятиях. Здесь вышли его сочинения «Рассуждения о методе» (1637), «Размышления о первой философии» (1641), «Начала философии» (1644).
Основа мировоззрения Декарта – дуализм души и тела, то есть двойственность идеального и материального, признающего и то, и другое самостоятельными началами, о чём впоследствии писал Иммануил Кант.
По дуалистической концепции Декарта причина всего – Бог, сотворивший материю вместе с движением и покоем и сохраняющий их. В философии Декарта основополагающим был вопрос о методе познания, а конечной целью – господство человека над силами природы.
Кроме философии Декарт усиленно занимался математикой и в 1637 г. написал работу «Геометрия», а затем стал основателем «Аналитической геометрии», введя новый для того времени метод координат. Эти две работы Декарта оказали огромное воздействие на развитие математики.
Умер учёный в 1650 г. в Стокгольме, где жил по приглашению шведской королевы Христины.
Используемая литература:
1. Самин Д. К. 100 великих учёных / Д.К. Самин. – М.: Вече, 2001. – 592 с.
Эта книга начинается с биографий известных учёных древности.
2. Скибрек Г., Гилье Н. История философии / Г. Скибрек, Н. Гилье. – М.: Гуманист, 2001. – 800 с.
Авторы – известные норвежские философы. В краткой, доступной форме они описывают основные моменты и персоналии истории мировой философии – от Фалеса до Гераклита. Книга интересна всем, кто чувствует необходимость приобщиться к сокровищам человеческого мышления и духа.
3. Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2002. – 736 с.
Приглашаем посетить нашу выставку!
Универсальный читальныый зал