Гражданское самосознание

   В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова 17 марта состоялась очередная встреча участников интеллектуально-философского клуба «Эпохе».

   Тема встречи звучала очень актуально: «Гражданское самосознание в Дагестане».

   Докладчиком выступил депутат Советского района Махачкалы, преподаватель ДГТУ, кандидат психологических наук Руслан Луговой.

   Возможно ли построение гражданского общества директивами сверху? Каковы должны быть условия для его возникновения? Надо ли внедрять этот социальный институт на Кавказе?

   Все эти вопросы раскрыл в своём докладе Руслан Луговой.

   В связи с глобальными переменами в социально-политической жизни России, в частности Дагестана, происходит смена общественных ценностей, отсюда и новые требования, предъявляемые к личности. В настоящее время востребованы такие качества личности, как инициативность, устойчивая гражданская позиция, умение адаптироваться в современных условиях, способность и готовность выполнять основные социально-ролевые функции и т. п.

   Проблема формирования гражданского самосознания подрастающего поколения является одной из главных проблем на современном этапе развития человечества. На наш взгляд, в условиях традиционного общества развитие личности-гражданина в таком контексте достаточно затруднено, но крайне необходимо.

   Гражданское самосознание должно способствовать объединению народов.

   Вопросы гражданственности волновали человечество всегда. Об этом свидетельствует и то, что проблемы гражданского образования и воспитания исследовали учёные всех времён. Исследование процесса становления понятия «гражданственность» представляет большой интерес с точки зрения выяснения внутренних и внешних факторов логики его развития. Содержание этого понятия многогранно и многоаспектно и не является законченным. Оно включает в себя такие определения, как «гражданское общество», «гражданин», «гражданство», «гражданское самосознание». Формирование гражданского самосознания личности обусловлено специфическими условиями жизни, конкретными противоречиями развития общества. В условиях общественных формаций гражданственность любой эпохи содержит такие общие элементы, как братство между народами, любовь к родной земле, борьба за социальную справедливость и свободу, честный труд во имя прогресса и др.

   Современное российское общество остро осознаёт необходимость формирования гражданственности, патриотизма и нравственности. В настоящее время идёт процесс возрождения российского патриотического сознания. Востребована гражданственность, выражающаяся в осознании высших нравственных ценностей народа и преданности им, опирающаяся на духовные традиции предшествующих поколений, на вековую историю России.

   Анализ социокультурных, социально-психологических и педагогических факторов формирования гражданского самосознания в современной России показывает, что, несмотря на то, что сегодня в общественном сознании отсутствует целостное представление о гражданском обществе, которое мы хотим построить, идея открытости, демократичности, свободы и ответственности этого общества в целом принимается большинством.

   В силу того, что понятие гражданского самосознания по своей сути носит междисциплинарный характер, специалисты разных областей знания подчёркивают в его определении разные аспекты. Так, гражданское самосознание понимается как осознание человеком себя как гражданина своей страны и как члена гражданского общества, правильно понимающего свои права и обязанности. Гражданское самосознание – формирование высоких нравственных, морально-психологических качеств, среди которых особое значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества. Это осознание себя гражданином своего Отечества. Это качество в россиянах замечательно воспитывал ещё Пётр Первый. Но можно ощущать себя и гражданином Вселенной – это будет называться Вселенским самосознанием.

   Молодёжный возраст традиционно определяется исследователями как этап интенсивного развития самосознания личности, в том числе и его этнического компонента. В связи с этим для молодых людей значимым становится осознание своей принадлежности к общностям разного уровня: социокультурной, гражданской, этно-национальной и т. д.

   Проблема формирования гражданского самосознания подрастающего поколения является одной из главных на современном этапе развития человечества. Развитие личности-гражданина в контексте современных социально-политических вызовов достаточно затруднено, но крайне необходимо, так как гражданское самосознание должно способствовать объединению народов. Это крайне значимо для многонациональной России, особенно для тех регионов, которые являются конфликтогенными.

   Гражданское общество невозможно построить, не формируя гражданское самосознание у граждан России, что в настоящий момент как никогда актуально. Проблема заключается в том, чтобы выявить условия и особенности становления и формирования основ и компонентов гражданского самосознания у современной российской молодёжи. Гражданское самосознание невозможно понять, не изучив природу понятия самосознания в научных исследованиях и не учитывая тот факт, что феномен самосознания предполагает рассмотрение его с разных сторон в соотнесении с категорией сознания.

   Так, выдающийся философ А.Г. Спиркин отмечает, что ведущее место в самосознании занимает осознание требований общества к личности, своего общественного долга и смысла жизни, ответственности за порученное дело перед коллективом, нацией, Родиной и, наконец, перед всем человечеством.

   Гражданское самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определённым образом относиться к себе как к гражданину. Осознание себя в качестве гражданина предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна при этом оставаться самой собой. При этом для гражданского самосознания значимо сформировать себя как личность, остаться самим собой и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того чтобы самоактуализироваться, стать самим собой, надо осмелиться полностью погрузиться во что-либо без остатка, решаться делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе, дать возможность проявляться своей гражданственности, непрерывно развивать свои умственные способности, реализовывать свои гражданские возможности. Было проведено специальное исследование гражданского самосознания традиционных этносов молодёжи Дагестана. Всего было исследовано 100 юношей и девушек в возрасте от 18 до 25 лет, живущих в Дагестане. Исследование проводилось в Дагестанском государственном университете и в Дагестанском государственном техническом университете с февраля по апрель 2013 года.

   В ходе исследования для выявления степени выраженности общедагестанской идентичности в анкету включили вопрос: «Ощущаете ли Вы себя дагестанцем (кой)?», на который подавляющее большинство – 86% – ответили утвердительно, 7% – ответили отрицательно, и ещё 7% не задумывались над этим никогда.

   Для определения гражданского самосознания дагестанской молодёжи задали ряд вопросов. Так, на вопрос «Ощущаете ли Вы себя гражданином России?» 82% ответили положительно, но, к сожалению, остаётся 14% исследованных, которые категорически отрицают российскую гражданственность, а ещё 4% вообще не задумывались над этим.

   Как всегда, обсуждение во время встречи было очень бурным и интересным. Участникам диспута большое спасибо!

   Всех заинтересовавшихся философским клубом «Эпохе» приглашаем на встречи в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова по четвергам в 18.00.

 

О.А. Алиева, главный библиотекарь

отдела культурных программ

Яндекс.Метрика